- Что такое редукторный стартер?
- Принцип работы редукторного стартера
- Отличие редукторного стартера от обычного
- О плюсах и минусах стартеров различных конструкций
- Итоговый совет
- Ремонт
- Как устроен стартер
- Устройство редукторного стартера, характеристики, способы ремонта привода стартера своими руками, какой лучше выбрать?
- Назначение редукторного стартера
- Конструктивные отличия
- Плюсы и минусы редукторного стартера
- Ремонт редукторного стартера
- Отказ втягивающего реле
- Проблемы старта
- Отсутствие реакций на ключ зажигания
- Выпадение/залипание магнитов
- Основные неисправности
- Редукторный стартер на ВАЗ
- Стартер и его функции
- Виды стартеров
- С редуктором
- Без редуктора
- Какой стартер стоит на МТЗ 80 и 82 с завода
- Какой стартер лучше на МТЗ – редукторный или обычный?
- Какой стартер подойдет на МТЗ (обычный)
- Замена
- Какой редукторный стартер лучше на МТЗ
- Зачем вообще нужен стартер
- История вопроса
- Откуда в стартере взялся редуктор
- Назначение редукторного стартера
Что такое редукторный стартер?
Принцип действия этого элемента заложен в его названии. То есть это тот же стартер, но в его конструкцию входит редуктор — механизм, который может как уменьшать, так и увеличивать величину крутящего момента в зависимости от требуемых условий.
Благодаря особому расположению редуктора (между бендиксом и якорем), эти две части эффективно работают вместе, обеспечивая быстрый и легкий запуск силового агрегата.
Редукторный стартер состоит из следующих компонентов:
- тяговое реле;
- бендикс;
- коробка передач;
- арматура;
- статор;
- капот;
- вилка.
Кроме того, данный тип включает в себя несколько дополнительных компонентов, принцип работы которых аналогичен принципу работы стандартного стартера. Однако главную роль в функционировании этого компонента играет его коробка передач.
Имеются также существенные различия в конструкции. Например, бендикс стартера агрегируется с двигателем через редуктор, что значительно увеличивает характеристики устройства. Основным преимуществом данного типа стартера является возможность запуска устройства даже при потере емкости аккумулятора.
Этого практически невозможно достичь в автомобиле с классическим стартером в системе запуска.
Принцип работы редукторного стартера
Функционирование этого компонента можно разделить на несколько этапов:
- Подача электрического напряжения на обмотки тягового реле.
- Начало работы реле, вызванное реверсом якоря электродвигателя.
- Активация изгибов.
- Применение тока на специальных каблуках.
- Активация стартерного двигателя.
- Передача вращения от приводного вала через редуктор на мотор-стартер бендикса.
Последним этапом является непосредственное взаимодействие маховика привода с бендиксом, который вращает его для обеспечения запуска. В отличие от стандартного стартера, редукторный стартер обеспечивает иную передачу крутящего момента на коленчатый вал двигателя для плавного и быстрого запуска.
Это действие положительно сказывается на работе силового агрегата, так как значительно снижает нагрузку на его компоненты при запуске.
Следует отметить разнообразные конструкции коробок передач. Однако наиболее распространенным типом редуктора, используемого в стартере, является редуктор, называемый демультипликатором.
Принцип его работы заключается в перераспределении значения угловой скорости, т.е. в ее постепенном уменьшении. Использование демультипликатора значительно снижает вес и габариты стартерного двигателя.
Отличие редукторного стартера от обычного
Основным конструктивным отличием пускателя двигателя описываемого типа является наличие редуктора, что позволяет получить определенные преимущества перед стандартным пускателем с такими же эксплуатационными характеристиками.
Обратите внимание, что наличие шестеренки практически не нарушает основной принцип работы устройства. Он остается неизменным, по-прежнему опираясь на следующие компоненты:
- электрический привод;
- катушки тягового реле;
- работа бендикса.
Редукторный стартер не имеет шлицов, взаимодействующих с бендиксом, как в стандартной версии.
Большинство компонентов редукторного стартера изготовлены из прочного пластика. Это значительно снижает их нагрузку, а также помогает снизить стоимость всего устройства. Следует отметить, что данный тип стартера является неремонтируемым компонентом, но имеет длительный срок службы.
В результате просто нет необходимости изготавливать его компоненты из прочных и дорогих материалов.
Для работы этого типа устройств не требуется значительного количества энергии. Стартер отлично работает при низких значениях силы тока, поэтому практически всегда можно запустить привод автомобиля при разряженном аккумуляторе или большом морозе.
О плюсах и минусах стартеров различных конструкций
Несмотря на значительные преимущества редукторного стартера, он не получил широкого распространения из-за ряда существенных недостатков. Прежде чем принять решение о выборе типа стартера для установки на автомобиль, важно проанализировать преимущества и недостатки обеих конструкций.
Таким образом, преимуществами стандартной конструкции являются:
- простота обслуживания;
- наличие компонентов и запасных частей в различных ценовых диапазонах;
- возможность установки на любой автомобиль.
Любая модель стандартной конструкции ремонтопригодна; в продаже всегда имеется широкий ассортимент запасных частей для восстановления агрегата. Все это делает возможным самостоятельный ремонт неисправного устройства.
Универсальность классического стартера с приводом позволяет устанавливать его практически на любой автомобиль. Самое главное — подобрать его характеристики в соответствии с параметрами двигателя.
К его недостаткам относятся:
- Большое потребление энергии, необходимое для запуска двигателя автомобиля. Его эффективность равна нулю, когда батарея разряжена.
- Увеличенный вес и габариты.
- Высокая цена.
Что касается коробки передач, то этот компонент по-прежнему имеет ряд преимуществ. Давайте перечислим их:
- более длительный срок службы;
- приемлемая цена;
- Меньший размер и вес;
- Более низкое потребление энергии.
Ремонтировать мотор-редуктор бессмысленно, поэтому в случае его выхода из строя устройство просто заменяется. Кроме того, большинство его компонентов не обладают достаточной прочностью, поэтому он не рекомендуется для установки в грузовые автомобили и спецтехнику. Невозможность ремонта его работы зависит от сложности конструкции редуктора.
Итоговый совет
В регионах с холодным климатом предпочтительнее устанавливать на автомобиль редукторный стартер на длительное время, что значительно затрудняет запуск приводного механизма. Как видите, редукторная модель превосходит классический вариант, так как имеет длительный срок службы, менее требовательна к величине пускового тока и емкости аккумулятора, а ее низкая цена позволяет просто заменить неисправный компонент.
Ремонт
Ремонт такой коробки передач не сильно отличается от ремонта обычной. Единственная проблема заключается в том, что любая поломка редуктора эквивалентна полной замене этого компонента. Но что касается других компонентов, то ремонт возможен.
К распространенным неисправностям этого стартера относятся:
- игнорируя поворот ключа зажигания;
- проблемы с запуском при исправном стартере;
- проблемы с запуском при исправном втягивающем реле.
В первом случае автомобиль вообще не реагирует на поворот ключа. Проблема часто связана с реле впуска, а именно с контактами. Демонтируйте устройство, проверьте его и замените, если оно неисправно.
Если проблема заключается в зажимах, проверьте их на отсутствие неплотного контакта и окисления. Если они обнаружены, подтяните и очистите их.
Во втором случае стартер работает, но двигатель не запускается. Проблема в бендиксе, есть вероятность выхода из строя коробки передач. Для осмотра этих компонентов необходимо разобрать устройство. При необходимости замените проблемные детали или купите новый стартер.
В третьем случае реле работает, но пуск не происходит. Часто это связано с отсутствием питания от батареи или контактов. Стоит проверить обмотки стартера и якоря.
Совет!!! Если проблема заключается в коробке передач, гораздо проще заменить неисправный механизм на новый.
Но неисправности стартера могут быть разными, поэтому без опыта не стоит ремонтировать устройство самостоятельно. Особенно если проблема связана с механизмом коробки передач. Здесь стоит обратиться к профессионалу или вообще купить замену. Поскольку стоимость таких моделей невысока, этот вариант будет оптимальным.
Стартер с редуктором считается лучшим выбором для автомобиля. Он компактный, недорогой и очень мощный, что позволяет запускать двигатель в любых условиях.
А при замене такого стартера стоит посмотреть это видео. В нем показаны преимущества замены, чтобы вы могли лучше понять причины такого решения и выбрать лучший вариант для своего автомобиля.
Как устроен стартер
В самом общем виде стартер — это типичный электродвигатель с обмоткой и сердечником (ротором). Это устройство получает энергию от аккумулятора автомобиля. Стартер имеет рабочую шестерню, которая прикреплена к ротору и служит для соединения маховика с коленчатым валом. Сначала происходит соединение с маховиком, затем запускается стартер и, наконец, двигатель автомобиля.
Системы запуска двигателя всех автомобилей имеют схожую внутреннюю структуру, поскольку их основными компонентами являются стартер и тяговое реле.
Стартер состоит из нескольких важных компонентов:
- Корпус с обмоткой возбуждения и ротором;
- Якорь;
- Втягивающее реле;
- Бенедикс (опережающее сцепление);
- Приводная шестерня и щетки.
Процесс работы таких систем довольно прост и состоит всего из нескольких шагов. Во-первых, когда ключ поворачивается, ток передается от батареи к тяговому реле, так что якорь реверсируется. Это, в свою очередь, приводит в движение приводной рычаг так, что шестерня фиксирует маховик. Во время этого движения якорь обеспечивает полное замыкание контактов реле, и двигатель стартера начинает вращаться, проворачивая коленчатый вал.
После завершения запуска двигателя обороты двигателя значительно увеличиваются. Чтобы предотвратить поломку двигателя стартера, существует такой компонент, как односторонняя муфта, которая отсоединяет его от маховика двигателя.
Устройство редукторного стартера, характеристики, способы ремонта привода стартера своими руками, какой лучше выбрать?
Мы ищем двух писателей для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо знакомы с устройством современных автомобилей. свяжитесь с нами по адресу aleksandr.belozerov@gmail.com.
Система редукторного пускателя отличается соотношением между якорем и односторонней муфтой. Надежность обеспечивается за счет увеличения крутящего момента, прикладываемого к маховику двигателя в коробке передач.
Как и в обычном стартере, в редукторном варианте вместо обмоток используются постоянные магниты, что упрощает конструкцию и уменьшает вес и размер. Ремонтопригодность практически не снижается, а основные причины отказов и методы ремонта рассмотрены ниже.
Назначение редукторного стартера
- Основные проблемы при запуске двигателя внутреннего сгорания — густое масло при отрицательных температурах, «садящийся» аккумулятор, экстремальные нагрузки на бортовую электросеть — полностью решаются планетарным редукторным стартером.
- Обычный стартер запускает автомобиль в несколько этапов:
- При помощи ключа зажигания водитель замыкает цепь на тяговом реле;
- В то же время обгонная муфта (бендикс) зацепляет маховик;
- Следующая цепь замыкается, и на двигатель подается напряжение;
- Двигатель запускается до тех пор, пока его вал не будет вращаться со скоростью, превышающей скорость вращения стартерного двигателя;
- Одностороннее сцепление автоматически разъединяет вал двигателя и ведущую шестерню.
В шестеренчатом стартере валы бендикса и якоря смещены друг относительно друга в пространстве, но остаются параллельными друг другу. Шестерни с разным числом зубьев уменьшают частоту вращения бендикса, но резко увеличивают крутящий момент на маховике, обеспечивая гарантированный всесезонный запуск двигателя.
Конструктивные отличия
Как и мультипликатор (умножитель крутящего момента), редукторный стартер имеет планетарную передачу. Кроме того, традиционный стартер имеет постоянные магниты или обмотку внутри статора.
Пускатели мотор-редукторов всегда оснащаются постоянными магнитами, что упрощает конструкцию и уменьшает габариты.
Плюсы и минусы редукторного стартера
Поскольку редукторный стартер имеет усовершенствованную конструкцию, основными преимуществами этого пускового устройства являются:
- напряжение не падает при прокручивании маховика, оно достаточно для ЭБУ;
- обороты двигателя снижаются, но крутящий момент увеличивается;
- более длительный срок службы щеток благодаря меньшему пусковому току в обмотке якоря;
- все детали служат как минимум в два раза дольше, за исключением свечи зажигания;
- размеры стартера меньше, его легче обслуживать и ремонтировать.
Недостатками редукторного стартера являются:
- сложный ремонт из-за большого количества деталей и сложной конструкции;
- прилипание магнитов к якорю (только у белорусских производителей)
- интенсивный износ планетарного кольца, которое изготовлено не из стали, а из полимерных материалов для снижения стартового веса и удельной стоимости.
Низкий предел мощности модификации мотор-редуктора обуславливает его установку на легковые автомобили. Для грузовиков и даже мощных внедорожников она не подходит.
Ремонт редукторного стартера
Поскольку пусковой узел ДВС имеет фрикционные детали, оснащенные электрической частью, отказы все равно происходят. Сложность трансмиссии в некоторых случаях делает ее ремонт нерентабельным, полностью заменяя этот узел. Однако в некоторых случаях автомобилист может найти и устранить неисправность на месте.
Отказ втягивающего реле
В этом случае ремонт мотор-редуктора требует полной разборки этого пускового устройства двигателя внутреннего сгорания. Специалисты рекомендуют сфотографировать втягивающее реле перед разборкой, чтобы не перепутать полярность контактов.
Если реле разобрано, визуально проверьте «контакты», если они подгорели, их можно отполировать наждачной бумагой, при значительном износе лучше заменить целиком.
Проблемы старта
Если при включении зажигания слышен характерный звук срабатывающего реле, но маховик не откручивается, то, скорее всего, потерян бендикс. В этом случае следует заменить весь привод стартера, предпочтительно в специализированной службе.
В любом случае, проверьте уровень заряда батареи, пусковой ток может быть недостаточным, даже для стартера с редукторным двигателем с его усилением крутящего момента.
Отсутствие реакций на ключ зажигания
Эта неисправность мотор-редуктора чаще всего вызвана обрывом цепи. Для восстановления работоспособности стартера в сборе необходимо:
- Затяните гайки клемм;
- При необходимости очистите окисленные клеммы, чтобы восстановить контакт;
- Проверьте состояние заряда батареи, при необходимости подзарядите;
- Проверьте бентекс и при необходимости замените его; эта деталь не подлежит восстановлению.
Как правило, эта неисправность не требует посещения мастерской и может быть легко устранена своими силами.
Выпадение/залипание магнитов
Очень трудно сохранить первоначальный порядок расположения постоянных магнитов, если стартер был демонтирован. В принципе, заваленные вкладыши не являются проблемой для владельца автомобиля, если у него есть компас. Вероятность расположить их в нужном порядке методом манометра составляет 30-50%, поэтому необходим системный подход к ремонту своими руками:
- Для нормальной работы стартера используются 3 магнита с вектором намагниченности, направленным наружу, и столько же магнитов с противоположным направлением вектора намагниченности, направленным внутрь;
- Они должны быть установлены поочередно друг с другом при сборке в клетке;
- Вектор намагниченности определяется с помощью компаса, для этого вставка помещается на ребро рядом с прибором, на трех магнитах стрелка направлена на север, на остальных — на юг;
- Независимо прилегают к корпусу сепаратора, взаимное расположение в стартере достигается за счет распорных колец на обоих краях вставок.
- Для работы якоря (вращения) в правильном направлении, стартер ставится вертикально, устанавливается на нижнюю кольцевую проставку, а затем на сепаратор, располагая паз втягивающего кабеля реле «+» сбоку.
- Затем корпус снимается вместе с нижней дистанционной кольцевой проставкой, магниты устанавливаются поочередно с севера на юг и фиксируются верхней дистанционной кольцевой проставкой с учетом отверстий для стяжных штифтов.
- Щеточный узел в виде ремонтного комплекта устанавливается после установки картонной изоляции в паз плюсового провода.
Примечание: Перед сборкой необходимо проверить двигатель стартера. Для этого после подключения к аккумулятору включите его и проверьте, работает ли втягивающее устройство.
Таким образом, некоторые неисправности в трансмиссии можно устранить собственными силами. Для гарантии, однако, лучше посетить станцию технического обслуживания, где профессионалы не допустят ошибок и посоветуют пользователю выбрать для своего автомобиля стартер или ремонтный комплект от конкретного производителя.
Основные неисправности
Поняв, что представляет собой стартер в вашем автомобиле, вы сможете разобраться в его основных неисправностях. Для этой части не характерен внезапный срыв. Как правило, неисправности накапливаются и в конечном итоге приводят к внезапной остановке автомобиля, иногда он просто не хочет заводиться.
- Наиболее часто встречаются следующие неисправности:
- Стартер автомобиля не включается. Самая распространенная проблема. Этому может быть несколько причин. Если стартер дешевый и в нем вместо подшипников стоят втулки, они, вероятно, износились, и могут появиться зазоры. Также может быть перерыв в намотке. Диагностика этой неисправности требует тщательного осмотра всех компонентов.
- Коленчатый вал вращается медленно. Причина, скорее всего, даже не в самом стартере, а в масле. Неисправность должна исчезнуть через 2 минуты, когда смазка прогреется. Кроме того, если модель безредукторная, проблема может быть в аккумуляторе.
- Якорь не вызывает вращения вала. Система запуска двигателя может не срабатывать, если якорь буксируется с помощью сцепления. Также часто встречается загрязнение резьбы вала.
- Выскабливание. При частом использовании автомобиля на маховике могут появиться царапины. Они возникают при внезапном проскальзывании вала. В некоторых случаях причиной может быть отсоединенная или ослабленная приводная пружина.
- Чрезмерное использование стартерного двигателя. Наиболее вероятной причиной является засорение или неисправность выключателя зажигания. Часто встречается неисправная контактная группа или поврежденная обмотка.
- Проблемы с запуском автомобиля также могут быть вызваны:
- Износ щеточной группы и дисков. Эти детали являются расходными материалами и поэтому изнашиваются быстрее всего.
- Повреждение обмотки. Если обмотка слишком горячая или изношенная, лак может сгореть на обмотке и вызвать короткое замыкание. В этом случае двигатель вообще не может быть запущен.
- Износ подшипника или втулки. Эта неисправность характеризуется стучащим шумом стартера, вызванным возникшим люфтом.
Запуск автомобиля напрямую зависит от стартера, поэтому при обнаружении вышеуказанных неисправностей требуется срочное обслуживание.
Редукционный двигатель с масляным насосом: конструкция и устранение неисправностей.
Примечание: закрашивается или проводится подготовительная работа и макияж
Редукторный стартер на ВАЗ
При всей простоте стартера, он иногда может преподнести водителю неприятный сюрприз в виде самопроизвольного отказа, разобраться в котором не так-то просто. Например:
- Неисправность в электрической цепи приводит к тому, что втягивающее реле не включается;
- Якорь не вращается;
- Маховик не фиксируется;
- Натяжитель ремня не разъединяет стартер и маховик.
По этим причинам современные автомобили оснащаются так называемым редукторным стартером. Он отличается от стандартного стартера тем, что между якорем и стопорной шайбой находится дополнительная деталь — редуктор. Редуктор представляет собой набор шестерен, которые передают крутящий момент от якоря стартера к маховику двигателя. Это дает следующие преимущества:
- Более быстрый запуск двигателя даже при низких температурах окружающей среды;
- Меньший износ рабочих частей стартерного двигателя, более длительный срок службы машины;
- Уменьшенный вес и габариты мотор-редуктора по сравнению с обычным мотор-редуктором.
Редукторный стартер может иметь внутреннюю или внешнюю передачу. Принцип работы этого стартера заключается в том, что редуктор снимает крутящий момент с якоря и передает его на бендикс, т.е. между якорем и бендиксом существует посредник. Такое устройство можно приобрести здесь.
В некоторых автомобилях можно встретить более сложное устройство — стартер, имеющий планетарную понижающую передачу. В таком стартере крутящий момент от ротора передается на три шестерни или сателлиты, изготовленные из композитного материала.
Этот редуктор довольно сложен в изготовлении и увеличивает размеры механизма стартера, что может создать трудности при попытке установить его под капот ВАЗовской «классики», за одним исключением: на автомобили ВАЗ 2109, ВАЗ2110 и модификации 2106 и 2107 стартер инжекторного двигателя устанавливается по умолчанию.
Планетарная передача редуктора стартера вращает сателлиты, которые подключены к контроллеру бендикса. Далее все происходит, как описано выше: маховик включается и двигатель запускается.
Стартер и его функции
Автомобильный стартер — это небольшой 4-ходовой электродвигатель, который обеспечивает начальное вращение коленчатого вала. Это необходимо для обеспечения скорости, необходимой для запуска двигателя внутреннего сгорания.
В целом, стартер необходим для запуска бензинового двигателя средней мощности 3 кВт. Стартер представляет собой двигатель постоянного тока и получает энергию от аккумулятора. При получении напряжения от аккумулятора электродвигатель использует 4 щетки, которые являются неотъемлемой частью стартера любого автомобиля.
Виды стартеров
Среди большого количества двигателей этого типа различают только 2 основных типа пускателей: пускатели с редукторами и без них.
С редуктором
Многие эксперты рекомендуют использовать стартер с редуктором. Это объясняется тем, что для эффективной работы такого устройства требуется меньший ток. Такие устройства будут поддерживать вращение коленчатого вала даже при слабом заряде аккумулятора. Также одним из важнейших преимуществ такого устройства является наличие постоянных магнитов, которые сводят к минимуму проблемы с обмотками статора.
С другой стороны, при длительном использовании такого устройства существует вероятность поломки вращающейся шестерни. Однако чаще всего это связано с производственным дефектом или просто плохим качеством изготовления.
Без редуктора
Пускатели, не имеющие редуктора, оказывают прямое воздействие на вращение шестерни. В этой ситуации владельцы автомобилей с безредукторными стартерами выигрывают за счет того, что такие устройства имеют более простую конструкцию и легко ремонтируются (читайте о ремонте стартера своими руками).
Следует также отметить, что при подаче тока на электромагнитный выключатель происходит немедленное зацепление шестерни с маховиком. Это обеспечивает очень быстрое зажигание.
Стоит отметить, что такие стартеры обладают высокой долговечностью, а вероятность выхода из строя из-за воздействия тока сведена к минимуму. Но устройства без шестеренок, скорее всего, будут плохо работать при низких температурах.
Какой стартер стоит на МТЗ 80 и 82 с завода
Какой стартер стоит на МТЗ с завода, зависит от модификации и года выпуска трактора. Современные тракторы семейств 80 и 82 оснащаются стартером ST-212A 12V 3708.10, мощность которого достигает 3 кВт. Он питается от двух комплектов батарей 12/88 3703.16.
Все стартеры, которые могут поставляться для МТЗ, должны иметь 10 зубьев на шестерне.
На старых версиях тракторов МТЗ 80 и 82 можно встретить разные версии одного и того же стартера от разных производителей. Мощность варьируется между 3 и 3,5 кВт. Наиболее распространенные пускатели — ST-212A от «Искры», «БАТЭ», «КАТЭК», КЗАТЭ и др.
Для него был установлен стартер ST 142M от БАТЭ мощностью 3,5 кВт.
В каталогах можно найти различные разновидности стартеров СТ-212-3703, но не все они подходят для тракторов МТЗ. К этим тракторам подходит стартер с индексом «А» — ST-212A. Аналогичные модели с другими индексами имеют другую конфигурацию и не подойдут к белорусскому двигателю 80 и 82 серии.
Какой стартер лучше на МТЗ – редукторный или обычный?
Вопрос о том, какой стартер лучше для МТЗ 80 — редукторный или обычный, всегда вызывает жаркие споры, поскольку и конструкция прямого действия, и конструкция редуктора с использованием магнитов имеют своих сторонников и противников.
Классический стартер на тракторах МТЗ (СТ-212А) передает движение на маховое кольцо через рычаг. Оно, в свою очередь, приводится в действие тяговым реле, которое удерживается в нужном положении двойной обмоткой катушки.
Редукторный стартер работает аналогичным образом — он тоже преобразует электрическую энергию, получаемую от аккумулятора, в механическую. Но у него только одна обмотка, магниты и редуктор.
Давайте сравним обычные и редукционные стартеры и выясним, какой из них лучше установить на МТЗ.
Традиционный стартер | Редукторный стартер | |
Размер и вес | больше | меньше |
Ремонтопригодность | высокая, легко ремонтируется | средний, трудно поддается ремонту |
Наличие запасных частей | Почти все детали для обычного стартера можно купить отдельно, и стоят они недорого. | Найти подходящие детали для редукторного стартера сложнее, и часто его приходится заменять целиком |
срок службы | короткий, детали имеют высокий механический износ | долго (служит в 2-3 раза дольше) |
Потребляемая мощность | высокая | низкий (на 30-40% меньше) |
Запускается при отрицательных температурах | плохо работает на морозе, рекомендуется использовать стартер зимой или в северных регионах | надежный запуск при среднем морозе (до -20°C), при сильном морозе рекомендуется использовать дополнительный обогрев с помощью греющей соли или установить под обогревателем воздуходувку |
Затраты | средний | высокая (в 1,5-2 раза выше, чем у классических стартеров) |
Качество и надежность | стартеры выпускаются несколькими производителями, их качество известно и стабильно | рынок наводнен поддельными стартерами, которые имеют низкое качество и должны быть тщательно проверены перед покупкой |
Большинство трактористов, решая, какой стартер им нужен — редукторный или обычный, выбирают редукторную модель. В целом, они более экономичны и эффективны, лучше защищены от грязи и пыли, менее подвержены поломкам и способны без проблем запускать двигатель при низких температурах.
Редукторный стартер слева и обычный стартер справа
Лучше установить на МТЗ обычный стартер, если вы не используете спецтехнику ежедневно, живете в южных регионах, где не бывает сильных морозов, и легко относитесь к осмотру и ремонту. В этом случае стандартный заводской пускатель CT-212A или аналогичные модели прямого действия будут более экономичным и доступным вариантом.
Какой стартер подойдет на МТЗ (обычный)
Варианты, для которых стартер подходит для тракторов «Белорус», приведены в таблице.
Стартовая модель | Производитель | Стартовая мощность, кВт | Двигатель | Тракторы | Номинальное напряжение, В | Емкость аккумулятора, А*ч |
24.3708 | АО «ЗИТ», КЗАТЭ | 4,0 | Д-243 | МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82 | 12 | 215 |
20.3708 | ОАО «ЗиТ», АТЕ-1 | 2,9 | D-245, D-260 | МТЗ-80, МТЗ-100, МТЗ-142 | 24 | |
ST 142H | БАТЭ | 4,0 | D-245, D-243, D-240, D-260 | МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-1025, МТЗ-1221, МТЗ-890/892,
МТЗ-100 и др. |
24 | 190 |
ST 142M | 3,5 | 12 | ||||
242.3708 | 4,0 | D-48M | МТЗ-5МС, МТЗ-7 | 12 | ||
74.3708 | БАТЭ | 3,6 | Д-243, Д-245, Д-260 | 12 | 220 | |
AZJ124 | Искра | 3 | D-245, D-242, D-60, D-243, D-244 | все МТЗ с двигателями объемом 4,8 л | 12 |
Какой стартер поставить на МТЗ, выбирая между электродвигателями прямого действия? Прежде всего, обратите внимание на надежность рассматриваемой модели (например, стартеры «Искра» многие владельцы называют неудачными). Во всех остальных случаях лучше установить на трактор стартер с наибольшей пусковой мощностью.
Замена
Многие водители интересуются, можно ли установить мотор-редуктор вместо традиционного стартера.
Это максимально возможно. Почти все производители поставляют не только обычные, но и редукторные стартеры.
Для его замены не требуется модификация автомобиля. Все, что вам нужно сделать, это снять старый стартер и установить новый. Редукторные стартеры имеют специальное соединение для проводов. Это исключает риск короткого замыкания.
Выводы. Современная автомобильная промышленность не стоит на месте. Все компоненты постоянно совершенствуются. Поэтому часто возникают вопросы о том, какой стартер лучше — редукторный или обычный? В этом случае мы можем ответить, что лучше использовать редукторный стартер. Он более современный.
Он характеризуется более низким энергопотреблением. Срок его службы намного дольше. Если в ближайшее время потребуется замена стартера, лучше отдать предпочтение более эффективной версии с редуктором.
Какой редукторный стартер лучше на МТЗ
Теперь перейдем к разговору о том, какой стартер лучше выбрать для тракторов «Белорус» из числа редукторных моделей.
Модель стартера редуктора | Производитель | Стартовая мощность, кВт | Двигатель | Тракторы | Номинальное напряжение, В |
ТТБ 9142780 | АКИТА | 2,7 | D-50, D-240 | МТЗ-5, МТЗ-7, МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 | 12 |
11010002 | Словакия | 2,7 | D-240, D-243 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
9142 780 | Магнетон | 2,7 | D-240, D-242, D-243, D-244 | МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1 | 12 |
123708001 | Джубана | 2,7 | D-240, D-243 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
11010015 | Словакия | 4,2 | Д-240 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
11010085 | Словакия | 4,9 | Д-240 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
11010085 M (с дополнительным реле) | Словакия | 4,9 | D-240, D-243 | МТЗ-80, МТЗ-82 | 12 |
Если вы задаетесь вопросом, какой редукторный стартер лучше поставить на ваш МТЗ, то выбирайте из вариантов, представленных в таблице ниже.
Чешский стартер Magneton пользуется наибольшим доверием покупателей. Их преимущество — безупречное качество сборки и полное соответствие опубликованным спецификациям, чем могут похвастаться далеко не все производители.
Недостатком магнитофонов является высокая цена (по сравнению с другими брендами с аналогичными техническими характеристиками) и большое количество подделок.
Если вы спросите операторов тракторов, какой стартер лучше для МТЗ, большинство выберет модели Magneton. Стартер Magneton считается лучшим.
Не менее хорошим вариантом будет ставка на стартер от Slovak — производителя из Словакии, чья продукция широко представлена на рынке. Основное отличие этих стартеров — использование в их конструкции инновационных и нестандартных технических решений, позволяющих снизить затраты, лучше защитить агрегат от погодных условий, стабильно работать даже в очень сильные морозы.
Какой стартер установить на МТЗ из линейки словацких моделей, зависит от ваших финансовых возможностей и особенностей эксплуатации трактора. Однако, если позволяют средства, лучше приобрести стартер с наибольшей пусковой мощностью.
Зачем вообще нужен стартер
В любом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) топливо сжигается внутри специальной камеры (цилиндра), при этом поршень, движущийся в цилиндре, передает свое возвратно-поступательное движение коленчатому валу, который преобразует его во вращательное движение.
В большинстве двигателей внутреннего сгорания несколько поршней одновременно соединены с коленчатым валом в разных положениях в своих цилиндрах: это увеличивает общую мощность двигателя и делает его работу более плавной.
Поскольку топливно-воздушная смесь может попасть в каждый цилиндр только в определенное время, возникает проблема с начальным запуском двигателя: одного акта сгорания в одном из цилиндров недостаточно для «преодоления» общего момента инерции всего двигателя, и все остальные компоненты двигателя начинают работать более или менее правильно только после того, как двигатель достигнет определенного минимального числа оборотов.
Проще говоря, энергия цилиндров может поддерживать движение частей уже работающего двигателя — но как заставить двигатель внутреннего сгорания «завестись» в первый раз? Вот для чего нужен стартер.
История вопроса
Любители старой кинохроники могут сразу вспомнить видео, в котором первые автомобилисты берут что-то вроде большого изогнутого предмета и засовывают его куда-то вперед под двигатель, а затем начинают сильно крутить его.
Это первый автомобильный стартер (правильно называемый «заводной/ручной стартер» или в просторечии «изогнутый стартер»), обладающий примерно «силой одного человека». — и его использование на практике довольно опасно.
Все дело в том, что после успешного запуска и при наличии прямой механической связи двигатель внутреннего сгорания начинает вращать этот кривошип — и если несчастный автомобилист не успеет вовремя дать задний ход, он способен поразить руки током.
Появление электрического аккумулятора позволило передать хлопотную задачу запуска двигателя специальному небольшому электромотору, добавив в конструкцию еще один механический элемент: так называемую обгонную муфту. Это устройство позволяет передавать вращение только с вращающегося ведущего вала на ведомый вал — то есть, уже запущенный двигатель не сможет раскачать стартерный двигатель.
Интересно, что общее название «бендикс» для этого сцепления является буквальной ссылкой на Бендикс — название одного из первых производителей автомобильных деталей, который изобрел и выпустил это полезное устройство.
Откуда в стартере взялся редуктор
Как вы знаете из школьной физики, простейшее механическое устройство (рычаг) может производить на тело силу, но на расстояние (скорость) — и наоборот. Механическая трансмиссия, в которой соединены вращающиеся валы, играет аналогичную роль — она может увеличивать/уменьшать крутящий момент путем изменения передаточного числа.
Уменьшенный стартер
Говоря простым и понятным языком: если у вас есть слабый, но очень быстрый электродвигатель, вы можете использовать редуктор для выполнения с ним операции, требующей очень высокого, но медленного крутящего момента.
Ведь в случае с двигателем внутреннего сгорания прямое подключение к электромотору требует от него такой же мощности и скорости, как у двигателя внутреннего сгорания — а это делает устройство очень громоздким и тяжелым!
Однако гораздо удобнее и проще сделать электродвигатели очень маленькими и быстрыми (с большим числом оборотов в минуту), а затем использовать редуктор с нужным передаточным числом, чтобы доставить крутящий момент именно туда, куда нам нужно (к двигателю внутреннего сгорания).
Назначение редукторного стартера
Основные проблемы при запуске двигателя внутреннего сгорания — густое масло при отрицательных температурах, «севший» аккумулятор, экстремальная нагрузка на бортовую электросистему, полностью решаются планетарным редукторным стартером.
Обычный стартер запускает автомобиль в несколько этапов:
- ключом зажигания, водитель замыкает цепь на тяговом реле;
- в то же время одностороннее сцепление (бендикс) зацепляет маховик;
- следующая цепь замыкается, и на двигатель подается напряжение;
- двигатель запускается до тех пор, пока его вал не будет вращаться со скоростью, превышающей скорость вращения стартерного двигателя;
- одностороннее сцепление автоматически разъединяет вал двигателя и ведущую шестерню.
Читайте также: Топливный фильтр: Где находится, как заменить
В шестеренчатом стартере валы бендикса и якоря смещены друг относительно друга в пространстве, но остаются параллельными друг другу. Шестерни с другим числом зубьев уменьшают скорость бендикса, но крутящий момент на маховике резко возрастает, гарантируя всесезонный запуск двигателя.