- Что такое ГБЦ в автомобиле
- Диагностика
- Перед снятием головки цилиндров обратить внимание на следующее:
- Процесс
- Снятие
- Тюнинг
- Притирка клапанов
- Установка
- Из чего состоит ГБЦ
- Устройство узла ГБЦ
- Устройство ГБЦ:
- Ремонт головки блока цилиндра двигателя
- Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
- В каких случаях приходится снимать головку блока двигателя
- Замена (снятие и установка) головки блока цилиндров своими руками
- Снятие головки блока цилиндров
- Установка головки блока цилиндров
- Подготовка инструментов
- Как правильно разобрать головку блока цилиндров (ГБЦ)
- Инструменты и порядок разборки ГБЦ:
- Прикипела ГБЦ: как снять
- Как оторвать головку:
- Особенности замены прокладки головки блока цилиндров
- Как снять головку блока самому
- Признаки пробитой прокладки ГБЦ
- Причины появления дефектов
- Как собрать ГБЦ
- Инструменты и материалы для сборки ГБЦ:
- Правильная затяжка ГБЦ:
- Рассмотрим на примере затяжку во время установки ГБЦ на ВАЗ 2110, 2111, 2112
- К чему приводит неисправность прокладки ГБЦ и несвоевременная ее замена
Что такое ГБЦ в автомобиле
Головка блока цилиндров является одним из важнейших конструктивных компонентов всех двигателей внутреннего сгорания. Головка блока цилиндров в автомобиле — это название, данное верхней части двигателя — головке в блоке цилиндров видео — которая представляет собой деталь сложной формы. Сама головка двигателя не очень большая.
Он крепится, как правило, 10 болтами, которые затягиваются с определенным моментом и только в определенном порядке. Функция головки блока цилиндров заключается в том, что она окружает блок цилиндров. Головка блока цилиндров и блок цилиндров должны обеспечивать абсолютную герметичность.
Это достигается путем установки неповрежденной прокладки головки блока цилиндров. Материал прокладки головки блока цилиндров — специальный легированный чугун или алюминиевый сплав.
Диагностика
Снятие прокладки головки блока цилиндров не должно вызвать затруднений. Этот компонент легко заменить.
Однако перед повторной установкой прокладки головки блока цилиндров:
- оцените плоскостность плоскости, прилегающей к твердому телу;
- провести визуальный осмотр детали;
- проверьте состояние клапанов.
Если диагностика показывает высокую степень износа, лучше заменить весь узел.
Перед снятием головки цилиндров обратить внимание на следующее:
- Снимайте головку блока цилиндров только при холодном двигателе.
- Головка блока цилиндров для восьмицилиндровых двигателей имеет другую конструкцию, чем головки блока цилиндров, изготовленные после 1978 года для тех же двигателей.
- Если монтажная поверхность головки цилиндра повреждена, ее можно заново отфрезеровать.
- Каждая головка цилиндров крепится к блоку цилиндров двумя фиксирующими штифтами и прикручивается 18 болтами, по шесть болтов на цилиндр.
- Прокладки головки блока цилиндров двигателей объемом 3,5 и 4,5 литра отличаются диаметром отверстия цилиндра. Кроме того, конструкция прокладок с годами менялась, поэтому при покупке прокладки обязательно укажите номер двигателя.
- Болты головки цилиндров не нужно затягивать во время работы.
- Болты головки цилиндров следует устанавливать только на холодном двигателе.
- Резьба болтов головки блока цилиндров никелирована: при замене болтов головки блока цилиндров используйте только эти болты, чтобы не повредить резьбу в блоке.
- Для защиты резьбы рекомендуется использовать пасту «Helicoil».
- Головка блока цилиндров может быть снята и установлена при установленном на автомобиле двигателе.
- Установите капот в вертикальное положение, как при снятии двигателя.
- Отсоедините кабели от аккумулятора.
- Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, открутив сливные пробки на левой и правой сторонах блока цилиндров.
- Снимите топливопроводы.
- Ослабьте болты крепления выхлопной трубы на обеих головках цилиндров.
- Поверните коленчатый вал двигателя в положение TDC на цилиндре 1. Выравнивающая метка на торце блока цилиндров и нулевая метка на шкиве должны совпадать, как показано на рисунке.
Рисунок: Положение TDC в двигателе
- На автомобилях с регулируемой подвеской колес открутите четыре болта крепления гидравлического насоса подвески, снимите насос со шлангами и отложите в сторону. Снимите детали гидравлического цилиндра.
- Нанесите метки краской на звездочки распределительного вала и приводную цепь, даже если снимается только одна головка блока цилиндров.
Рис. Маркировка звездочек распределительного вала и приводной цепи
- Ослабьте винт крепления звездочки распределительного вала, удерживая распределительный вал от проворачивания гаечным ключом в центральной части или между зубьями звездочки и приводной цепью установите упор подходящей формы. Не ослабляйте крепежный болт до конца.
- При необходимости снимите звездочку с распределительного вала, слегка ударив по ней пластмассовым молотком, затем ослабьте болт крепления звездочки. Закрепите цепь так, чтобы она не соскочила с других звездочек.
Процесс
Перед разборкой и ремонтом головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ 2109 необходимо последовательно выполнить некоторые подготовительные работы.
Снятие
- В первую очередь необходимо снять корпус воздухоочистителя.
- Отсоедините шланги и трубопроводы от карбюратора или инжектора.
- Далее необходимо отсоединить брюки от распределителя.
- Снимите распределитель.
- Открутите клапанную крышку.
- Снимите карбюратор и коллекторы.
- Чтобы открутить болты головки на автомобиле ВАЗ 2109, вам, скорее всего, понадобится вороток и шестигранник, так как болты закручиваются с приличным усилием.
- Выверните болты головки блока цилиндров и снимите шайбы.
- Выкрутите болты.
- Снимите головную коробку ВАЗ 2109 с привода.
- Снимите прокладку.
Прокладка, срок службы которой истек и которую необходимо заменить
Кроме того, при необходимости выполните ремонт или модификацию узлов блока двигателя.
Тюнинг
Умелый тюнинг, доработка и настройка головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Возможно, вы слышали об этом, читали об этом или даже смотрели видео в Интернете.
Как правило, тюнинг включает в себя расточку и сглаживание каналов для уменьшения завихрений, которые снижают мощность. Клапаны меняются на более крупные и притираются к своим седлам. Тюнинг также может включать замену стандартных направляющих клапанов на бронзовые.
Притирка клапанов
Проверка процесса притирки показана ниже:
- Головка собрана и лежит на боку;
- Отверстия коллектора заполняются жидкостью (можно использовать обычную воду).
Если жидкость не просачивается через клапаны, это означает, что работа выполнена хорошо и клапаны притерты правильно. После устранения всех дефектов можно приступать к сборке головки.
Установка
Повторная сборка должна начинаться с установки новой прокладки.
Внимание: отверстия в прокладке должны всегда совпадать с направляющими, которые расположены по углам блока.
Новая прокладка
- Следите за тем, чтобы прокладка не сдвинулась с места во время сборки головки.
- Установите болты на место и затяните их динамометрическим ключом.
Затяжка динамометрическим ключом
Установите снятое оборудование, инжектор или карбюратор в обратном порядке. Залейте свежую охлаждающую жидкость. Шланги и трубопроводы подключены.
Осторожно!!! Эта операция требует определенных знаний и навыков. Поэтому, прежде чем приступить к его выполнению, следует знать, что винты должны затягиваться по определенной схеме и с определенным усилием
Дополнительные материалы по теме и видеоинструкции также были бы полезны.
Из чего состоит ГБЦ
Головка блока цилиндров — это узел двигателя, который содержит множество различных деталей, не менее важных. В целом, в конструкции двигателя внутреннего сгорания нет такого понятия, как важная или неважная деталь. Каждая деталь имеет свою функцию и влияет на работу двигателя.
Устройство узла ГБЦ
- Головка цилиндра.
- Прокладка головки цилиндра.
- Направляющая втулка клапана.
- Маслоуловитель.
- Прокладка крышки головки цилиндров.
- Крышка головки цилиндра.
- Рельс подачи.
- Крышка маслозаливной горловины двигателя.
- Болт крышки головки цилиндров.
- Главный болт крепления крышки головки цилиндров.
- Гайка крепления крышки головки цилиндров.
- Прокладка передней крышки головки блока цилиндров.
- Штекер.
Устройство ГБЦ:
- Один или несколько распределительных валов.
- Камеры сгорания.
- Места установки звездочки (зубчатого ремня).
- Основы системы охлаждения.
- Каналы для циркуляции жидкости и отвода газов.
- Каналы подачи моторного масла.
Ремонт головки блока цилиндра двигателя
Головка блока цилиндров представляет собой сложный набор компонентов и механизмов. Поговорим о том, как отремонтировать головку блока цилиндров двигателя: разборка-сборка и дефектоскопия.
Если необходимо отремонтировать головку блока цилиндров, ее необходимо снять с двигателя.
Исключением является замена уплотнения, например, прокладки штока клапана. Перед началом работы рекомендуется приобрести запасные части, включая прокладку головки и все прокладки и уплотнения над ней.
Перед разборкой рекомендуется проверить взаимное положение коленчатого и распределительного валов, установив соответствующие метки. Для некоторых двигателей эта операция не является необходимой, но для некоторых двигателей со сложным ГРМ использование дополнительных маркеров даже полезно.
Технология снятия головки обычно подробно описана в руководствах по ремонту конкретных моделей. Однако есть несколько хитростей, в том числе: при снятии болтов головки сначала ослабьте их по отдельности на 0,5-1 оборот, начиная с центральных, и только потом ослабляйте их полностью.
Это предотвращает коробление головки из-за неравномерных усилий, когда один соседний болт полностью затянут, а другой ослаблен.
На большинстве автомобилей к головке блока цилиндров ведет ряд вакуумных линий. Если для вашей модели нет схемы вакуумной проводки, отметьте или набросайте все линии, которые необходимо отсоединить. Не полагайтесь на свою память, даже если трубок немного: ошибка при сборке может привести к потере времени.
После разборки полностью разберите головку и снимите клапаны. Для снятия клапанных пружин используются рукоятки рычажного типа. Если их нет в наличии, можно использовать обычный съемник.
Некоторые мастера разбирают головку блока цилиндров, ударяя молотком по пружинной пластине с помощью стальной трубки. Этого не следует делать, особенно если планируется использовать старые клапаны.
Всегда после «ударной» разборки на стержне клапана остаются зазубрины от тарелки пружины и как раз там, где проходит крышка клапана. Клапан легко погнуть, особенно если у него тонкий шток.
А коряга при такой разборке имеет свойство улетать в неизвестном направлении.
Разобранная головка должна быть полностью очищена от старых прокладок и промыта. Затем следует провести измерения и осмотр, чтобы определить объем необходимых работ.
Нижняя плоскость головы. Потребуется специальная линейка длиной 350 мм и набор датчиков. Линейку поочередно кладут на плоскость по диагоналям головы и выбирают датчик, свободно входящий в зазор между линейкой и плоскостью в центральной зоне. Максимальная толщина, допустимая для этого щупа, составляет 0,05-0,06 мм, в противном случае плоскость необходимо дорабатывать.
Износ опорных шеек распределительного вала и их подшипников. Диаметры шеек измеряются микрометром, а отверстия в подшипниках — транспортиром с точностью до 0,01 мм.
Разница полученных измерений дает зазор в подшипнике, который не должен превышать 0,10 мм. Проверяемые поверхности не должны иметь ясно видимых признаков износа — кольцевых канавок, выступов, заусенцев и т.д.
Если это не так, необходимо заменить распределительный вал и отремонтировать головку.
Износ стержней клапанов и направляющих втулок. С помощью микрометра измерьте диаметр стебля в верхней части, чуть ниже ботвы, а затем в нижней части рабочей поверхности.
Поскольку изношенный стержень может иметь овальную форму, проведите измерения в нескольких точках по окружности.
Износ, т.е. разница диаметров в верхней и нижней части штока, не должна превышать 0,02-0,03 мм, в противном случае клапан подлежит замене.
Визуально проверяются на износ седла, толкатели, коромысла, кулачки. Износ фаски клапана можно оценить, приложив линейку к фаске и рассмотрев ее под ярким светом.
Если центр фаски «провисает», а шток не изношен, фаску можно доработать и снова использовать клапан.
У коромысел, помимо состояния контактных поверхностей клапана и кулачка, необходимо проверить зазор между осями — он не должен превышать 0,06-0,07 мм. В противном случае после ремонта головки двигатель останется таким же шумным, как и до ремонта.
Различные локальные дефекты также обнаруживаются визуально.
Здесь необходимо обратить внимание на состояние поверхности головки блока цилиндров, соприкасающейся с финишным покрытием прокладки: царапины, заусенцы и другие дефекты приводят к негерметичности соединения между головкой блока цилиндров и блоком двигателя.
Также иногда видны трещины в стенках камеры сгорания. Если трещина сквозная (в охлаждающую рубашку), то заиливания стенок не будет ни вблизи трещины, ни по всей камере.
При подозрении на трещину в камере сгорания перед ремонтом необходимо проверить головку на герметичность, иначе весь ремонт может оказаться напрасным. Чтобы создать давление в головке цилиндров, необходимо герметично закупорить все окна рубашки охлаждения, выходящие в нижнюю плоскость, а также все фланцы и соединения на боковых поверхностях, кроме одного, через которое будет поступать жидкость.
В головку подается вода под давлением 0,6-0,8 МПа с помощью специального ручного плунжерного насоса. Трещины определяются по падению давления в течение всего испытания (от четверти до двух часов) и по каплям воды или утечкам.
Парафиновый тест менее сложен, хотя и требует плотного прилегания пробок к седлам клапанов. Головка переворачивается вверх дном вместе с камерами сгорания, вкручиваются пробки, затем в подозрительную камеру заливается парафин. Благодаря своей высокой текучести парафин способен проникать в очень маленькие щели. Уровень парафина снижается (время испытания 1-3 часа).
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ-классика на двигателе с цепным приводом — работа в целом достаточно простая, основная сложность заключается в совмещении меток коленчатого и распределительного валов при установке. Если метки установлены неправильно, двигатель будет работать неправильно или может вообще не запуститься.
Замена PGBC на «Классике» может быть выполнена без ямы или домкрата, перед выполнением работ следует подготовить необходимые инструменты и емкость под слив охлаждающей жидкости. Среди инструментов, которые вам понадобятся:
- набор ключей от машины;
- плоская и крестовая отвертки;
- плоскогубцы;
- отвертка с удлинителем;
- торцевая головка x 19 (для винтов старого типа) или торцевая головка x 12 (для винтов нового типа);
- молоток;
- ломик.
Чтобы заменить ПГУ на двигателе 2101/03/06, сделайте следующее (на двигателе с карбюратором):
- выключите зажигание, установите нейтральную передачу и затяните ручной тормоз;
- снимите зажим с аккумулятора;
- слейте охлаждающую жидкость из радиатора, а также из блока цилиндров. Даже если охлаждающая жидкость вытекает, в радиаторе все равно остается охлаждающая жидкость;
- открутите гайки, крепящие корпус воздушного фильтра, снимите корпус в сторону;
- отсоедините тягу дроссельной заслонки и трос дроссельной заслонки от карбюратора;
- отсоедините головку блока от водяных магистралей (радиатора и верхней трубы радиатора);
- отсоедините вакуумный трубопровод усилителя тормозов;
- открутите четыре гайки, крепящие трубу глушителя;
- отсоедините высоковольтные провода от головки;
- снимите распределитель (его можно не монтировать, но он будет мешать);
- отсоедините бензиновый шланг от карбюратора;
- снимите клапанную крышку, отложите ее в сторону;
- выкрутите 13-мм болт из крепления головки блока цилиндров;
- снимите натяжитель цепи, открутите крепление звездочки распределительного вала;
- сбросьте цепь со звездочки (шестерни), цепь может упасть вниз, тогда достать ее будет несложно;
- открутите гайки распределительного вала (гаечный ключ на 13), снимите распределительный вал,
- открутите гайки крепления головки блока цилиндров, выкрутите болты и снимите головку. Чтобы не потерять коромысла, лучше снять их с головки.
После снятия головки тщательно защитите поверхности блока и самой головки цилиндров, они не должны иметь никаких неровностей. При сборке все детали устанавливаются на свои места, но есть несколько особенностей:
- чтобы установленная прокладка не скользила по поверхности блока (если в блоке нет направляющих), ее можно тщательно покрыть литолом по всей поверхности;
- перед установкой головки блока цилиндров установите поршень первого цилиндра в положение TDC (верхнее);
- чтобы не вынимать цепь из картера, ее можно зажать на бусине;
- установите головку блока цилиндров и найдите рычаги клапанов, убедившись, что они на месте;
- равномерно затяните болты головки блока цилиндров от центра, в несколько заходов, в порядке, показанном на рисунке ниже;
- установите распределительный вал так, чтобы он был совмещен с четвертым цилиндром (штифт на фланце находится рядом с верхним болтом на корпусе, фото ниже);
- после установки распределительного вала на звездочку устанавливается цепь и тщательно выравниваются метки, но сначала цепь должна быть натянута с помощью натяжителя;
- перед установкой натяжителя необходимо подзарядить цепь — открутите центральную колпачковую гайку, утопите поршень и затяните гайку;
- после сборки и натяжения цепи метки ремня ГРМ должны совпадать — риска на шкиве коленчатого вала против высокой риски в кожухе цепи;
- Выравнивание меток синхронизации распределительного вала указано стрелками на рисунке ниже;
- После сборки заправьте вазелином, запустите двигатель и проверьте работу.
В каких случаях приходится снимать головку блока двигателя
Разборка привода клапанов и всей головки необходима по ряду причин. Это не мелкий ремонт, как замена предохранителя стиральной машины. Это капитальный ремонт, затрагивающий весь двигатель. К таким причинам могут относиться:
- Нарушается целостность прокладки между БЦ и головкой блока цилиндров. Это наиболее распространенная причина. Прокладка сгорает в результате перегрева двигателя автомобиля.
- Микротрещины в блоке цилиндров или головке блока цилиндров. Это становится очевидным, если охлаждающая жидкость куда-то уходит, например, если снаружи нет утечек, а жидкость уходит, это означает, что либо прогорела прокладка, либо треснула головка двигателя.
- При капитальном ремонте компонентов привода клапанов и капитальном ремонте двигателей внутреннего сгорания, например, замене скребковых колец, а также поршней, шатунов, пальцев, клапанов, гильз цилиндров и пр.
- Также среди любителей инноваций стало популярным снимать головку блока цилиндров, даже если нет никаких дефектов. Он снимается для тонкой настройки и модификации, как правило, для тюнинга.
Замена (снятие и установка) головки блока цилиндров своими руками
Процедура снятия и установки головки блока цилиндров, довольно редкая. Но если вы решили полностью отремонтировать головку блока цилиндров, или если вам необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров, вам необходимо знать технологию.
Замена головки блока цилиндров не подпадает под термин «ремонт». Тем не менее, вы должны знать, как снять головку блока цилиндров и затем установить новую головку блока цилиндров.
Если вы решили затягивать болты головки блока цилиндров вручную, то снимать головку блока цилиндров не обязательно, хотя вам придется выполнить часть работы.
- Из-за различных конструктивных особенностей моделей автомобилей не существует точной и единой инструкции по снятию головки блока цилиндров и ее последующей установке.
- Кроме того, различные модели и версии двигателей имеют различные схемы расположения и моменты затяжки болтов головки блока цилиндров.
- Тем не менее, общий алгоритм выполнения таких операций, как снятие и установка головки блока цилиндров, можно проследить и соблюсти.
Снятие головки блока цилиндров
Перед началом работы отсоедините и снимите аккумулятор, слейте охлаждающую жидкость и моторное масло.
Разборка вспомогательных деталей включает в себя
- Отсоединение проводов зажигания;
- Отсоедините все шланги: вакуумный, системы охлаждения;
- При отсоединении трубопроводов и шлангов не забудьте их промаркировать, это понадобится при сборке головки блока цилиндров;
- Снимите все топливопроводы
- Снимите трос дроссельной заслонки;
- Снимите все компоненты, которые могут помешать снятию головки блока цилиндров.
Разборка головки цилиндра включает в себя:
- Снятие крышки головки блока цилиндров;
- Снятие корпуса ремня ГРМ, шкива ремня. Сам распределительный вал можно оставить нетронутым;
- Ослабьте болты крепления головки блока цилиндров, одновременно с помощью динамометрического ключа проверьте состояние болтов (при сборке головки блока цилиндров желательно использовать новые болты). Не забывайте, что порядок затяжки болтов должен быть обратным. Необходима схема затяжки болтов головки блока цилиндров.
- Выполните все операции, для которых снималась головка блока цилиндров: ремонт головки блока цилиндров, замена прокладки головки блока цилиндров или замена головки блока цилиндров.
Установка головки блока цилиндров
Установка головки блока цилиндров, разумеется, выполняется в обратном порядке. Особое внимание и осторожность следует уделить новой прокладке головки блока цилиндров и крепежным винтам.
Затягивайте крепежные болты только динамометрическим ключом, в соответствии со схемой и моментом затяжки, указанным в инструкции производителя.
Установите все навесное оборудование. Вот где пригодится маркировка проводов, шлангов, кабелей и проводов.
Залейте охлаждающую жидкость и моторное масло. Запустите двигатель. При работающем двигателе проверьте герметичность соединений: выхлопной системы, системы охлаждения и топливной системы. И, конечно, проверьте соединения головки блока цилиндров, головки блока цилиндров и самого блока цилиндров.
Подготовка инструментов
Заранее подготовив все необходимые инструменты, вы сэкономите время при демонтаже механизма. Для удаления вам понадобятся:
- Плоская отвертка.
- Нож.
- Контейнер для охлаждающей жидкости и моторного масла.
- Плоскогубцы.
- Плоскогубцы.
- Молоток.
- Торцевой гаечный ключ.
Также рекомендуется иметь динамометрический ключ. Этот инструмент в основном используется только при установке головки блока цилиндров, но может понадобиться и при ее снятии. Поскольку все модели автомобилей имеют свои особенности, лучше всего заранее найти руководство для конкретного автомобиля.
Как правильно разобрать головку блока цилиндров (ГБЦ)
Чтобы снять головку блока цилиндров своими руками, необходимо знать правильную процедуру снятия, а тем более сборки головки блока цилиндров.
Инструменты и порядок разборки ГБЦ:
- Необходим набор инструментов и динамометрический ключ. Новичку лучше скачать руководство по эксплуатации двигателя для конкретной марки и модели автомобиля в Интернете или иметь под рукой книгу. Потому что двигатели могут быть разными, если у вас редкая модель автомобиля и вы хотите выполнить ремонт самостоятельно.
- Желательно проводить ремонт в гараже или на улице, если нет дождя.
- Отсоедините клеммы аккумулятора и извлеките аккумулятор.
- Отсоедините провода и датчики электронной системы управления двигателем (ECS).
- Отсоедините шланги и фитинги от головки блока цилиндров. Рекомендуется, опять же для новичка, отметить маркером, что куда подключено, чтобы потом не чесать затылок при сборке.
- Отсоедините принадлежность, мешающую извлечению, от головки БК.
- Приступайте непосредственно к разборке головки двигателя. Снимите крышку головки блока цилиндров.
- Снимите зубчатый ремень и защитный кожух.
- Выверните болты крепления головки к блоку. Обычно их бывает 10.
- Затем снимите головку блока цилиндров.
Прикипела ГБЦ: как снять
После откручивания всех болтов бывает так, что головка не хочет отсоединяться от цилиндра. Это известно как клепка с головкой цилиндра. Кроме того, причина, по которой головку блока цилиндров нельзя отделить от блока цилиндров, заключается в том, что отверстия под шпильки прижаты друг к другу.
Если головка цилиндра имеет твердые стенки, то очень опасно случайно ударить молотком по самой головке, так как сплав не имеет пластической деформации и при сильном ударе может просто расколоться.
Поэтому в этом случае не следует торопиться, даже если вокруг стоят люди и наблюдают за вами во время ремонта (некоторые люди нервничают, когда незнакомые люди смотрят, как они работают).
Как оторвать головку:
- Используйте ВД-40 (ВДшка), распылите по периметру стыка между головкой блока цилиндров и БЦ;
- С помощью тонкого острого ножа попробуйте просунуть его выше или ниже прокладки; если вы обнаружите даже небольшой зазор в полмиллиметра, распылите тот же VD40, антикоррозийный раствор или любой растворитель;
- Стучите по телу широкой доской, чтобы удар не приходился на одну точку;
- Используйте умное устройство, например, домкрат и гвоздодер.
Однако даже после принятия всех мер заклинившую головку невозможно отсоединить от блока цилиндров. - и, наконец, самый эффективный метод в этом случае — аккуратно вбивать зубило в разные места. Если вы сделаете это аккуратно, вы почувствуете удар и не будет заноз.
Особенности замены прокладки головки блока цилиндров
При всех существующих технологических нюансах, связанных с особенностями устройства двигателя, тип прокладки или крепежных винтов, существуют общие принципы. Принципы, которые являются универсальными при замене прокладки, прокладку головки блока цилиндров на любом автомобиле.
Мы не будем утомлять вас подробным описанием того, какой винт и в каком направлении нужно вращать. Все «хитрости», связанные с заменой прокладки, описаны в руководстве конкретно для вашего типа двигателя. Прочтите его перед началом ремонта.
И самое главное, постарайтесь выполнить все требования производителя по сборке и разборке головки блока цилиндров
Как снять головку блока самому
Прежде всего, давайте начнем с инструментов. Для процедуры разборки вам понадобятся: торцевые ключи с головкой, динамометрический ключ, плоская отвертка, плоскогубцы, нож, молоток для резки проволоки, отдельные емкости для слива антифриза и моторного масла.
Следует отметить, что для успешного снятия головки блока цилиндров в гаражных условиях эту процедуру лучше выполнять вдвоем, т.е. необходимо пригласить помощника.
Дело в том, что сама головка блока цилиндров имеет значительный вес и ее нелегко извлечь из моторного отсека без специальных инструментов. В то же время при демонтаже двигателя могут возникнуть трудности, которые потребуют помощи второго человека.
Как уже говорилось ранее, перед началом снятия головки необходимо подготовить машину. Подготовка включает в себя слив моторного масла и охлаждающей жидкости из системы охлаждения, снятие навесного оборудования, отсоединение трубопроводов и других компонентов, которые могут помешать разборке.
Важно понимать, что такие работы нельзя проводить на горячем двигателе, т.е. сразу после его выключения. Сначала необходимо дать двигателю немного остыть, а затем слить моторное масло. Затем необходимо снизить давление в топливной системе, после чего слить антифриз.
Итак, все действия в порядке.
- Если имеется пластиковая крышка, закрывающая двигатель сверху, ее следует снять. Желательно также снять защиту картера двигателя (если она есть). Затем необходимо отсоединить обе клеммы от аккумулятора, отвести силовые кабели в сторону и снять аккумулятор.
- Затем масло и охлаждающая жидкость сливаются в подготовленные емкости. Чтобы слить масло, открутите сливную пробку в масляном поддоне. Чтобы слить охлаждающую жидкость, открутите крышку расширительного бачка и сливную пробку радиатора системы охлаждения. После слива охлаждающей жидкости можно затянуть все пробки и гайки.
- Теперь снимите хомут, которым шланг охлаждающей жидкости крепится к радиатору отопителя. Чтобы снять его, нажмите плоскогубцами на металлические защелки хомута, а затем сдвиньте хомут вдоль шланга. Затем шланг отсоединяется от патрубка.
- Теперь ослабьте натяжение ремня привода генератора и насоса управления и снимите ремень со шкивов. Одновременно откручивается болт, крепящий боковую планку генератора. Это позволит повернуть генератор на монтажном кронштейне и отодвинуть его от двигателя.
- Затем необходимо уделить внимание фазам синхронизации. Поршень в первом цилиндре должен находиться в положении TDC, чтобы фазы не были смещены.
- Затем необходимо отсоединить кронштейн жгута проводов от кронштейна. Такие же действия потребуются и для колодки жгута проводов. После этого необходимо отсоединить жгут проводов и датчик температуры охлаждающей жидкости. Далее необходимо разрезать ленту, с помощью которой провод крепится к шлангу. Теперь можно отсоединить жгут проводов кислородного датчика. Затем жгут проводов отводится в сторону.
- Следующим шагом является снятие воздушного фильтра и его корпуса, после чего снимается ремень ГРМ. Далее необходимо снять шкив распределительного вала. Для снятия необходимо зафиксировать шкив с помощью отвертки и плоскогубцев, чтобы предотвратить его перекручивание, после чего можно открутить болт крепления шкива.
- Теперь можно ослабить хомут и снять шланг радиатора с патрубка крышки термостата. Одновременно снимается задняя крышка ГРМ.
- Затем разъемы VTC, ДПДЗ и топливных форсунок отсоединяются от жгута проводов. Затем снимается конец привода дроссельной заслонки (расположенный в пазу). Также из паза в кронштейне извлекаем резиновый демпфер троса, который позволит снять трос так, чтобы этот компонент не мешал дальнейшему снятию головки блока цилиндров.
- Затем перейдите к крышке головки блока цилиндров, от которой отсоединяются патрубки вентиляции картера, подачи воздуха и т.д.
- Затем снимается воздухозаборник, который отсоединяется от дроссельной заслонки. Также необходимо снять электромагнитный клапан EGR и отсоединить датчик температуры охлаждающей жидкости от жгута проводов.
- Следующий шаг — отсоедините шланг слива топлива от фитинга регулятора давления топлива и шланг слива от топливного фильтра.
- Теперь можно ослабить хомуты и отсоединить шланги подачи и слива охлаждающей жидкости от соединений в области дроссельной заслонки. Одновременно снимите вентиляционный шланг и отсоедините датчик абсолютного давления от впускной трубы. Кроме того, необходимо снять хомут, крепящий трубопровод усилителя тормозов.
- Затем можно отсоединить катушку зажигания и провода. Концы проводов свечей зажигания отсоединяются от свечей, сами провода отсоединяются от катушки зажигания и удаляются из моторного отсека.
- Затем с помощью гаечного ключа открутите нижний болт, крепящий кронштейн приемной трубы. Также используйте торцевой ключ для откручивания верхней пары болтов. Затем вы можете снять кронштейн линии охлаждающей жидкости, который находится под кронштейном. Затем впускная труба отсоединяется от выпускного коллектора.
- После этого откручиваются болты, которыми головка блока цилиндров крепится к блоку цилиндров. Болты следует откручивать не все сразу, а в несколько этапов. Дважды болты головки ослаблены всего на пол-оборота, а затем ослаблены полностью. Винты необходимо откручивать в определенном порядке, обычно обратном порядку затяжки. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации.
- После откручивания болтов необходимо снять корпус распределительного вала и снять головку блока цилиндров. Головку блока цилиндров можно снять вместе с впускной трубой и выпускным коллектором или отдельно. Это будет зависеть от конкретной необходимости удаления определенных компонентов.
Признаки пробитой прокладки ГБЦ
Необходимость замены этой детали может возникнуть в самый неожиданный момент. Однако невозможно рассчитать, сколько времени она прослужит, так как это сугубо индивидуальная жизнь, зависящая от стиля вождения, качества прокладки, марки и модели автомобиля и т.д. Стандартная гарантия на прокладку головки блока цилиндров в магазинах составляет 1 год.
Но при понимании симптомов, указывающих на необходимость замены этой детали, этот важный момент не должен быть упущен. Наиболее распространенные из них включают:
- Утечка масла из двигателя или охлаждающей жидкости на стыке между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров.
- На щупе уровня масла можно увидеть беловатое вещество, что указывает на утечку охлаждающей жидкости через прокладку.
- Если выхлопные газы вашего автомобиля белые даже после того, как автомобиль прогрелся, это признак того, что охлаждающая жидкость уже находится в цилиндре.
- Неисправная прокладка может привести к утечке масла как в охлаждающую жидкость, так и в расширительный бачок. Другими словами, масло начало циркулировать по системе охлаждения автомобиля.Масло в бачке охлаждающей жидкости
- Другим симптомом неработающего уплотнения является утечка выхлопных газов в систему охлаждения. Это можно распознать по пузырькам воздуха в охлаждающей жидкости или расширительном бачке.Пузырьки воздуха в бачке охлаждающей жидкости
Эти симптомы не являются окончательным диагнозом, но их не следует игнорировать. В любом случае, необходимо найти причины и устранить их до того, как двигатель выйдет из строя.
Причины появления дефектов
Функция головки блока цилиндров заключается в создании горючей смеси воздуха и топлива, которая образуется в камерах сгорания. Он используется для зажигания и приведения в движение транспортного средства.
Головка блока цилиндров не застрахована от неисправностей, как и любая другая часть автомобиля. Они могут возникнуть спонтанно или в результате несчастного случая или износа.
Все неисправности приписываются:
- дефекты в процессе изготовления головок цилиндров;
- высокая нагрузка на компонент;
- Неправильное или недостаточное техническое обслуживание;
- Недостаточная смазка внутренних компонентов;
- Отсутствие защиты от замерзания или коррозии в контуре хладагента.
Как собрать ГБЦ
Чтобы избежать повторного демонтажа головки блока цилиндров с блока цилиндров, болты затягиваются в определенном порядке и с определенным значением крутящего момента.
В зависимости от материала головки блока цилиндров (чугун или алюминиевый сплав) — для безупречной затяжки требуются различные моменты затяжки.
Инструменты и материалы для сборки ГБЦ:
- Динамометрический ключ (который показывает момент затяжки) и насадка, подходящая по размеру гаек (обычно головка 10).
- Небольшое количество моторного масла.
Для полной головки блока цилиндров в сборе и пустой головки блока цилиндров значения крутящего момента и процедура одинаковы.
Правильная затяжка ГБЦ:
- Смажьте резьбу болтов головки блока цилиндров чистым моторным маслом.
- Затяните их вручную как можно туже.
- Начните затягивать динамометрическим ключом с моментом затяжки не более 2 кгс*см (килограмм силы на сантиметр) в соответствии с диаграммой для конкретного двигателя. Вы можете заметить маркировку H*m на диаграмме затяжки.
- Затем затяните болты до 8 кгс*см. На большинстве 4-цилиндровых двигателей затяжка производится в следующем порядке:
- Затем затяните болты до значения для данного двигателя.
- Повернитесь на 90 градусов.
- Снова повернитесь на 90 градусов.
Рассмотрим на примере затяжку во время установки ГБЦ на ВАЗ 2110, 2111, 2112
- После того как все болты затянуты, с помощью специального ключа затяните их в соответствии с диаграммой до значения 20 Н*м (ньютон-метров) или 2 кгс (килограммов силы).
- Второй проход — затяжка между 7,1 и 8,7 кгс.
- Третье — поверните на 90 градусов в соответствии со схемой.
- Четвертый — снова затяните на 90 градусов.
Те же значения при затяжке головки блока цилиндров на двигателе Hyundai Sonata. Как правило, эти значения используются в двигателях многих автомобилей.
Например, для ВАЗ 2112 момент затяжки составляет 20 Н*м. Стандартная длина болтов для этого автомобиля составляет 93 мм, поэтому измерьте старые болты, если они удлинились более чем на 2 мм, их следует заменить.
К чему приводит неисправность прокладки ГБЦ и несвоевременная ее замена
Последствия эксплуатации автомобиля с неисправной прокладкой головки блока цилиндров зависят от времени обнаружения неисправности. Если проблема обнаружена сразу же после ее возникновения, прокладка требует только замены. Если автомобиль эксплуатируется с неисправной прокладкой головки блока цилиндров, это может быть необходимо:
- Разрыв компонентов системы охлаждения в результате высокого давления, возникающего в камерах сгорания
- Перегрев двигателя с потерей геометрии головки блока цилиндров, что может потребовать дополнительных работ по восстановлению геометрии головки блока цилиндров (фрезерование поверхности) или даже полной замены головки блока цилиндров;
- Захват двигателя. Эта неисправность может возникнуть в результате плохой смазки поверхностей скольжения из-за попадания охлаждающей жидкости в систему смазки или в результате гидравлического удара (если автомобиль с прокладкой головки блока цилиндров простоял некоторое время, в цилиндрах может оказаться достаточно охлаждающей жидкости, чтобы вызвать гидравлический удар). Стоимость удаления прокладки ДВС будет равна стоимости капитального ремонта ДВС или стоимости нового ДВС.
Читайте также: Как слить бензин из бака ВАЗ, Лада, иномарки Рено, Тойота, Форд
Если мы знаем, что прокладка головки блока цилиндров нашего автомобиля повреждена, а автомобиль простоял некоторое время (иногда всего одну ночь), лучше не эксплуатировать автомобиль до устранения неисправности.
Однако если мы решили доехать до места ремонта, то перед запуском двигателя рекомендуется выкрутить все свечи зажигания и прокрутить кривошип на несколько оборотов, чтобы удалить жидкость из цилиндров, затем поставить свечи на место и запустить двигатель.