Датчик положения дроссельной заслонки: 6 признаков неисправности

Двигатели
Содержание
  1. Предназначение датчика ПДЗ
  2. Принцип работы ДПДЗ
  3. Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства
  4. Алгоритм самостоятельного тестирования датчика дроссельной заслонки
  5. Как устранить неисправность посредством чистки дроссельной заслонки
  6. Причины неисправности контактных датчиков
  7. Стоимость заслонки, ресурс и меры по ее содержанию в исправном состоянии
  8. Чем отличается ДПДЗ от своих механических собратьев?
  9. Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки
  10. Как проверить ДПДЗ?
  11. Рекомендации по выбору ДПДЗ
  12. Основные признаки неисправности устройства
  13. Инструкция по регулировке и замене элемента
  14. Регулировка
  15. Фотогалерея «Регулировка своими руками»
  16. Замена
  17. Датчик дроссельной заслонки ВАЗ: принцип работы
  18. Причины выхода из строя датчика положения
  19. Причины поломки датчика ПДЗ:
  20. Самостоятельная замена датчика положения дроссельной заслонки
  21. Пошаговая инструкция
  22. Сколько стоит датчик положения дроссельной заслонки?
  23. Проверка работоспособности ДПДЗ
  24. Причины поломки датчика
  25. Диагностика своими руками
  26. Советы по выбора ДПДЗ
  27. Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?
  28. Расположение и принцип действия измерителя
  29. Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?
  30. Фотогалерея
  31. Что такое ДПДЗ: место расположения и типы
  32. Основные виды неисправностей ДПДЗ

Предназначение датчика ПДЗ

Функция датчика положения дроссельной заслонки заключается в передаче информации о состоянии дроссельной заслонки в определенный момент времени в ЭБУ автомобиля. Механизм представляет собой комбинацию резистора постоянного и переменного тока.

Общее максимальное сопротивление устройства составляет около 8 Ом. Устройство DPDZ состоит из 3 контактов. Напряжение около 5 В подается на контакты 1 и 2, а контакт 3 является сигнальным, который подключается к определенному контроллеру.

Назначение датчика

Датчик DPZ установлен на корпусе дроссельной заслонки и реагирует на открытие или закрытие дроссельной заслонки. Сопротивление устройства также изменяется:

  • когда дроссель полностью открыт, напряжение на сигнальном контакте будет не менее 4 В;
  • при полностью закрытой дроссельной заслонке — до 0,7 В.

Любые изменения напряжения регулируются контроллером. Количество топлива, необходимое для создания воздушно-топливной смеси, регулируется соответствующим образом.

В случае отказа дросселя напряжение может превысить установленные пределы, что часто приводит к нарушению работы силового агрегата, а иногда и к полному отказу.

Следует отметить, что неисправный датчик дроссельной заслонки часто является причиной неисправностей трансмиссии. Ремонт двигателя и коробки передач автомобиля — довольно трудоемкое и дорогостоящее занятие. Поэтому при наличии признаков неисправного датчика дроссельной заслонки стоит проверить работоспособность коробки передач.

Принцип работы ДПДЗ

Датчики положения дроссельной заслонки делятся на два типа: контактные и бесконтактные. Их конструкция отличается, но методы испытаний одинаковы. Они могут приводиться в действие механически или электрически.

Первый механический (фолиево-резистивный или потенциометр) представляет собой ползунок, на котором расположены контакты.

Дроссель через привод и шестерню с валом, который меняет свое положение (угол наклона), перемещает ползунок по дорожкам сопротивления. При напряжении от 0,7 до 4 В (изменяется из-за изменения сопротивления дорожек резистора) ЭБУ понимает, где находится дроссельная заслонка, и регулирует подачу топлива.

Т.е. увеличение углового положения дроссельной заслонки увеличивает напряжение постоянного тока и наоборот.

Когда водитель впервые включает зажигание, ЭБУ получает от датчиков температуры данные о том, насколько нагрелся двигатель. На основании этого дроссельная заслонка настраивается на определенный угол в предпусковом положении.

Например, в Лада Приора и Калина, где стоят два ДПДЗ (в автомобилях с электронным модулем дроссельной заслонки), в этот момент напряжение выходного сигнала должно быть:

  1. Первый вывод — в диапазоне 0,39-0,52 В.
  2. Второй — 2,78-2,91 В.

Эти цифры могут быть разными для каждой марки автомобиля, но если рассматривать вышеуказанные модели, то получается следующее:

  1. Если после включения зажигания в течение 15 секунд ничего не происходит (не нажимается педаль акселератора, не запускается двигатель), ЭБУ отключает привод дроссельной заслонки, и заслонка опускается до 7%.
  2. Через 30 секунд после включения зажигания и при отсутствии активности водителя ЭБУ полностью закрывает дроссельную заслонку, а затем возвращает ее в предпусковое положение.

В этом случае выходное напряжение сигнала составляет:

  1. 0,5-0,6 В в первом случае.
  2. Во втором случае он составляет 2,7-2,8 В.

Если цепь датчика дроссельной заслонки прервана, ЭБУ отключает привод дроссельной заслонки и сохраняет в памяти код ошибки.

Также в автомобилях с двумя датчиками дроссельной заслонки, как в случае с Ладой Приорой и Калиной, напряжение их суммарного выходного сигнала не должно превышать 3,2-3,4 В.

Принцип действия бесконтактных (магниторезистивных ДПДЗ) основан на магниторезистивном эффекте — они редко выходят из строя, благодаря отсутствию контактного стирания. По этой причине они более надежны и служат дольше, хотя и стоят дороже контактных детекторов.

Распространенными причинами отказа являются короткие замыкания в электрических цепях, повреждение проводки.

main-19.jpg
Какой датчик отвечает за скорость и стабильность работы двигателя

Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства

В большинстве случаев замена датчика довольно проста и может быть выполнена собственными силами. Вся процедура состоит из трех основных частей: демонтаж старого неисправного устройства, установка нового датчика положения дроссельной заслонки, сброс ошибки из памяти ЭБУ. В некоторых случаях потребуется настройка нового устройства.

Операцию следует выполнять при выключенном зажигании и отключенном датчике. Открутите два крепежных винта и отсоедините разъем от устройства. Ура, старый датчик был удален.

Чтобы установить новый датчик, осторожно подсоедините конец оси дроссельной заслонки к гнезду устройства. При вращении устройства отверстия должны быть совмещены. Затем вкрутите крепежные винты и закрепите разъем.

Чтобы правильно удалить ошибку из ЭБУ, оставьте клеммы отсоединенными от аккумулятора не менее чем на 8 часов. Память контроллера должна быть сброшена примерно за это время. Самый надежный вариант, если первый способ не помогает, — обратиться на станцию техобслуживания, где тестер двигателя устранит проблему.

С другой стороны, можно рискнуть и продолжить эксплуатацию автомобиля в «запасном режиме», надеясь, что рано или поздно ЭБУ сам сбросит ошибку.

Алгоритм самостоятельного тестирования датчика дроссельной заслонки

Теперь давайте разберемся в практическом использовании вышеприведенной информации для самостоятельной ревизии датчика. Перед покупкой запчастей важно определить, какие неисправности датчика положения дроссельной заслонки вы испытываете. Только после определения причины проблемы можно принять решение о замене датчика положения дроссельной заслонки.

Как определить, неисправен ли датчик положения дроссельной заслонки? Процедура выполняется следующим образом:

  1. Определите, где находится деталь, и убедитесь, что на ней есть напряжение.
  2. Подключите один вывод мультиметра к разъему дроссельной заслонки, а другой — к оси дроссельной заслонки, чтобы измерить напряжение при различных положениях дроссельной заслонки. Если показания вольтметра изменяются, устройство в порядке. Если показания напряжения остаются неизменными, это означает неисправность DPD.
  3. В то же время необходимо проверить состояние дорожек. Если имеются какие-либо отклонения в покрытии, деталь подлежит замене.
  4. Проверьте и очистите компоненты, устройства — контакты, провода и соединения. Поврежденные штыри следует припаять и заново покрасить.

Стоит отметить, что датчик дроссельной заслонки является важной частью главной компьютерной системы автомобиля. Датчик передает значения угла открытия/закрытия дроссельной заслонки в определенное время в бортовую электронную систему.

Какие бы признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки вы ни обнаружили, анализируя работу двигателя и других узлов, их нельзя оставлять без внимания. Выявление проблемных мест в конкретном устройстве позволяет избежать более дорогостоящего ремонта.

Регулярная диагностика и профилактика неисправности датчика дроссельной заслонки является важным условием комфортного вождения и безопасной эксплуатации автомобиля.

Текущее обслуживание диагностических мероприятий

Как устранить неисправность посредством чистки дроссельной заслонки

Давайте рассмотрим пошагово, как правильно чистить дроссельную заслонку:

  1. Первый шаг — добраться до дроссельной заслонки. Конструкция варьируется от двигателя к двигателю, но, как правило, сначала отсоедините воздушный трубопровод от дроссельной заслонки до воздушного фильтра.
  2. Затем следует снять дроссельную заслонку. Выкрутите крепежные болты (от 2 до 4 штук), а затем отсоедините все разъемы, включая тот, который идет к клапану продувки абсорбера.
  3. Дроссельную заслонку можно очистить с помощью очистителя карбюратора. В специализированных магазинах представлен широкий ассортимент различных составов, поэтому вы всегда сможете найти оптимальный по стоимости вариант.
  4. Дроссели можно тщательно очистить внутри и снаружи с помощью чистящего средства и ткани по вашему выбору.
  5. Если автомобиль оснащен защитной решеткой, ее также следует очистить.
  6. Соберите узел в обратном порядке.

Дроссельная заслонка должна быть очищена так, чтобы ее металлическая поверхность стала полностью блестящей. Такая очистка улучшит динамику двигателя.

Многие автомобилисты задаются вопросом, как можно очистить дроссельную заслонку, не снимая ее. Некоторые мастерские предлагают такую услугу, но важно отметить, что эффективная очистка этой детали может быть выполнена только после снятия дроссельной заслонки.

Для очистки дроссельной заслонки без ее снятия используется специальный очиститель впускной трубы. Эту процедуру можно также выполнить с помощью очистителя клапана EGR и WD-40 или растворителей.

Причины неисправности контактных датчиков

Основной причиной отказа является износ резистивных дорожек, приводящий к полному или частичному разрыву электрической цепи. Это приводит к передаче неправильных данных в ЭБУ.

Причины отказа контактного датчика:

  1. Износ резистивного слоя — приводит к потере электрического контакта. Это может произойти как в начале движения слайдера (характерно, когда напряжение на выходе датчика низкое), так и на другом участке пути.
  2. Сломанный или изношенный наконечник.
  3. Изношенные шестерни привода.
  4. Короткое замыкание сигналов или электрических цепей.
  5. Поврежденная проводка, особенно на автомобилях ВАЗ, где проводка ненадежна.
  6. Окисление контактов и загрязнение разъемов.

Большинство причин диагностируется визуально после разборки и с помощью мультиметра.

Что касается ошибки P2135, упомянутой в предыдущем разделе, то ее причинами являются:

  • плохой контакт ЭБУ «земля»;
  • окисление контактов в разъеме;
  • неисправное главное реле;
  • короткое замыкание и другие причины.

Стоимость заслонки, ресурс и меры по ее содержанию в исправном состоянии

Цены на дроссели варьируются в зависимости от модели автомобиля и производителя детали. Их средняя цена варьируется от 3 до 10 тысяч рублей. Запас этой детали рассчитан на весь срок службы автомобиля. Необходимость замены дроссельной заслонки может возникнуть из-за неисправностей двигателя и системы, а также из-за неисправного датчика.

Неисправности дроссельной заслонки чаще всего вызваны засорением ее компонентов. Засорение дросселя вызывает ускоренный износ оси и приводит к ослаблению деталей в канале. В результате теряется контроль над объемом воздуха, поступающего в двигатель. Для поддержания дроссельной заслонки в рабочем состоянии необходимо соблюдать периодичность ее очистки, а также следить за состоянием двигателя и его систем.

Замена дроссельной заслонки на станции технического обслуживания будет стоить от 900 до 1 500 рублей. Кроме того, вам придется заплатить от 500 до 700 рублей за адаптацию устройства.

Некоторые станции технического обслуживания могут предложить восстановить изношенный впускной клапан вашего автомобиля или заменить его на восстановленную деталь. Стоимость восстановленной детали составляет от 5 до 6 тысяч рублей.

Чем отличается ДПДЗ от своих механических собратьев?

Основное отличие контроллера DPDZ (TPS) заключается в отсутствии механической связи между самим демпфером и педалью акселератора. Холостой ход двигателя не контролируется движением дроссельной заслонки.

В результате отсутствия связи электронная система может самостоятельно изменять значение крутящего момента приводного устройства, даже если педаль акселератора не нажата. Эти изменения происходят благодаря входным контроллерам, исполнительным механизмам и микропроцессорному блоку.

Электронная система также имеет:

  • контроллер положения педали дроссельной заслонки;
  • переключатель положения тормоза;
  • переключатель сцепления.

Таким образом, микропроцессорный блок реагирует на импульсы от контроллеров и преобразует полученные сигналы в управляющие воздействия на дроссельный узел.

Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки играет «сглаживающую» роль в топливной системе, поэтому если он исправен, то автомобиль едет без рывков, плавно и педаль акселератора «отзывчива». Если DPD неисправен, можно обнаружить следующие симптомы:

  • Двигатель запускается плохо;
  • Расход топлива значительно увеличивается;
  • Автомобиль движется не плавно;
  • Наблюдается значительное увеличение оборотов двигателя на холостом ходу;
  • Когда автомобиль разгоняется, происходит некоторое замедление;
  • Из впускного коллектора раздается «хлопающий» звук;
  • Двигатель глохнет на холостом ходу;
  • Индикатор Check Ingine горит постоянно или периодически.

Если возникли какие-либо из вышеперечисленных симптомов, вероятно, неисправен DPD. Практика показывает, что в большинстве случаев выход из строя этой детали происходит из-за естественного износа.

Дело в том, что переменный резистор, имеющийся в конструкции датчика положения дроссельной заслонки, имеет напыленный базовый слой, который металлический контакт, перемещающийся по нему, со временем изнашивается. В результате датчик положения дроссельной заслонки начинает отображать неверные данные.

Опытные эксперты говорят, что самым верным признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки являются «плавающие» обороты двигателя на холостом ходу. При обнаружении этих симптомов следует обратиться на станцию техобслуживания или провести диагностику самостоятельно.

Как проверить ДПДЗ?

Для подтверждения или опровержения симптомов неисправного измерительного прибора потребуется мультиметр или другой прибор с функцией вольтметра. В комплект должны входить заточенные щупы, иначе придется разбирать провода, подключенные к датчику. Разборка проводов крайне нежелательна, поэтому, если у вас нет острых булавок, сделайте их сами — они пригодятся в будущем.

Проведите диагностику датчика, измерив напряжение между выходным выводом и заземлением машины. Процедура выполняется следующим образом:

  1. При выключенном зажигании снимите разъем DPDZ и определите по схеме, какой из трех проводов является выходным. На автомобилях ВАЗ нужный провод подключается к верхнему контакту клеммной колодки.
  2. Установите разъем на место и проткните провод снаружи заостренным щупом. Подключите другую клемму к «минусовой» клемме аккумулятора.
  3. Установите мультиметр на измерение напряжения и включите зажигание. Запишите показания.
  4. Откройте дроссель до упора и снимите второе показание напряжения.
  5. Осторожно поверните дроссель, наблюдая за увеличением напряжения. Значение должно изменяться постепенно, без скачков и провалов до нуля.

neispravnost_DPDZ_proverka.jpg

Подсказка. Если схема недоступна, найдите нужный провод методом исключения. Первый вывод — питание измерителя, второй — «минус», третий — импульсный выход. При включенном зажигании легко найти провод питания 5 В постоянного тока (для ВАЗ) и «землю».

Теперь проанализируйте эти данные. Напряжение не должно превышать 0,5-0,7 В (это зависит от марки автомобиля) при закрытом дросселе. Как только определенный порог превышен, контроллер «видит» превышение, подает больше топлива, и обороты увеличиваются, даже если дроссельная заслонка фактически закрыта. Соотнесите выходные данные с симптомами неисправности.

Отклонение при полном дросселе и внезапные скачки напряжения имеют тот же эффект. ЭБУ не понимает, что датчик банально врет, и подает топливо в двигатель в соответствии с его показаниями.

Отсюда все неприятные моменты — нестабильность, лаги, рывки. Как только контакт на ползунковом переключателе окончательно пропадает, контроллер переходит в аварийный режим, дисплей загорается, а расход бензина увеличивается.

Таким образом, признаком неисправности является отклонение от верхнего и нижнего пороговых значений напряжения и неадекватные скачки при плавном открытии дроссельной заслонки. Чтобы убедиться в неисправности, можно отсоединить разъем датчика и проверить его сопротивление при различных положениях дроссельной заслонки.

Заменить неисправное устройство довольно просто. Выполните следующие действия:

  1. Отсоедините «минусовую» клемму аккумулятора.
  2. Отсоедините разъем DPDZ.
  3. Открутите датчик и замените его новым.
  4. Подсоедините жгут проводов в обратном порядке.

Обычно для крепления счетчика используются 1-2 винта или пластиковые зажимы. После установки запустите двигатель и убедитесь, что проблема устранена.

Рекомендации по выбору ДПДЗ

Некоторые производители автомобилей используют в своих моделях недорогие фолиево-резистивные датчики дроссельной заслонки. Срок службы такой детали не очень большой, поэтому со временем появляются различные симптомы неисправности датчика.

Для замены неисправной детали специалисты рекомендуют использовать более дорогие бесконтактные датчики, которые более надежны и имеют более длительный срок службы. Принцип работы основан на эффекте магнитного сопротивления.

Основные признаки неисправности устройства

Следующие симптомы свидетельствуют о неисправности DPD, что указывает на неисправность механизма:

  1. Независимо от режима работы двигателя, обороты холостого хода не являются постоянными.
  2. Если резко отпустить педаль акселератора, двигатель заглохнет при переключении передач.
  3. Мощность двигателя значительно падает.
  4. Частота вращения двигателя на холостом ходу непостоянна.
  5. Заметно увеличивается расход топлива.
  6. Хотя педаль акселератора нажимается плавно, при разгоне ощущаются рывки.

В некоторых ситуациях лампочка Check Engine может загореться и не гаснуть в течение некоторого времени. Не следует недооценивать этот предупреждающий сигнал: необходимо проверить и устранить любые неисправности.

Инструкция по регулировке и замене элемента

Регулировка

Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки (процесс описан на примере двигателей QG):

  1. Прежде всего, необходимо полностью разгрузить вакуумное устройство, для этого можно просто зажать его, если есть возможность, то можно использовать компрессор.
  2. Затем отсоедините разъем устройства.
  3. Используя мультиметр, проверьте сопротивление между контактами 1 и 2. Контакт тестера 0,1 мм подключается к самому устройству, а также к винту сопротивления. После подключения тестер должен показать наличие цепи со значением сопротивления 0 Ом.
  4. На следующем этапе в ту же позицию следует поместить зонд диаметром 0,25 мм. Цепь должна быть разорвана, поэтому не должно быть сопротивления.

Чтобы отрегулировать механизм, ослабьте винт, удерживающий регулятор. Регулируя его положение вращением, убедитесь, что тестер выводит правильные значения, как описано выше, для дальнейшей проверки. После завершения регулировки закрепите ДПДЗ, затянув винт, и повторно продиагностируйте показания.

Фотогалерея «Регулировка своими руками»

  1. Тестер подключается к контактам DPDZ.
  2. Снимаются показания и производятся корректировки.

Замена

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

  1. Сначала отсоедините питание от ЭБУ двигателя.
  2. Затем необходимо выкрутить винт, фиксирующий устройство.
  3. Следующим шагом будет снятие старого регулятора и установка нового.
  4. Затем подключите ДПДЗ к ЭБУ, только после этого следует включить питание.

Датчик дроссельной заслонки ВАЗ: принцип работы

Индикация неисправностей для датчиков DPDZ

Датчик реагирует на открытие или закрытие вала дроссельной заслонки, изменяя свое сопротивление, при этом напряжение на сигнальном контакте изменяется от 0,7 В до 4 В.

В свою очередь, ЭБУ автомобиля анализирует сигналы от контроллера, который регистрирует изменения напряжения на сигнальном контакте.

Если дроссельная заслонка работает правильно, регулировка количества топлива для создания горючей смеси происходит нормально, но малейшая неисправность ДПДЗ может привести к подаче большего или меньшего количества топлива. Такая неисправность может привести к серьезной поломке двигателя.

Причины выхода из строя датчика положения

Время от времени один структурный элемент выходит из строя, время от времени выходит из строя другой. Поэтому вам не стоит беспокоиться, особенно если вашему автомобилю более 3 лет.

Причины поломки датчика ПДЗ:

  1. Между ползунком и резистивным слоем нет контакта. Это происходит, когда кончик ломается, в результате чего на подложке образуется заусенец. Однако датчик по-прежнему работает, но с неточными данными. Он работает до тех пор, пока резистивный слой полностью не износится. Ядро в этом случае полностью выходит из строя.
  2. Линейное напряжение выходного сигнала не увеличивается из-за изменения покрытия в начале хода скольжения.

Пока не разработан индикатор, который бы указывал на это на приборной панели.

Самостоятельная замена датчика положения дроссельной заслонки

Чтобы самостоятельно заменить ДПДЗ, вам необходимо приобрести правильный регулятор для вашей модели автомобиля. Для замены и установки ДПДЗ не требуется яма или токарный станок.

Пошаговая инструкция

Инструкции по замене устройства:

  1. Действия выполняются при выключенном зажигании.
  2. Откройте моторный отсек машины и найдите регулятор.
  3. Затем очищается область вокруг контроллера (при необходимости). Это делается для того, чтобы предотвратить попадание мусора внутрь.
  4. Жгут проводов отсоединен от машины. Выкрутите винт, удерживающий датчик положения дроссельной заслонки. Его следует визуально осмотреть на наличие дефектов.
  5. Перед установкой нового контроллера гнездо датчика снова очищается.
  6. При установке важно, чтобы конец оси дроссельной заслонки был правильно выровнен с местом установки контроллера.
  7. Датчик вращается по кругу. Это делается для того, чтобы выровнять отверстия и закрепить крепежные винты устройства. После затягивания винтов разъем и кабели подключаются к контроллеру.

Сколько стоит датчик положения дроссельной заслонки?

Стоимость нового устройства может варьироваться в зависимости от производителя, а также модели автомобиля:

Имя Название производителя, а также модель автомобиля: цена, руб.
DPDZ для автомобилей Chevrolet и Daewoo 400-800
Для Toyota 5000
Volkswagen 2000
Цены действуют для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Проверка работоспособности ДПДЗ

Если во время эксплуатации автомобиля обнаружен хотя бы один из симптомов неисправности датчика положения дроссельной заслонки, необходимо проверить его работоспособность. Это не требует от владельца автомобиля каких-либо специальных знаний. Все, что требуется, — это мультиметр и четкая последовательность действий.

Самое главное, что нужно помнить: Check Engine — это лампочка, которая специально установлена для того, чтобы сигнализировать водителю о неисправном двигателе. Если индикатор загорается, это означает, что следует немедленно обратиться в сервисный центр или найти неисправность самостоятельно.

Если проблемы нет, лампочка загорится при запуске двигателя и погаснет, как только диагностика будет завершена. Если индикатор Check Engine продолжает гореть, значит, в системе есть проблема. В этом случае требуется опытный техник.

Существует определенный алгоритм действий по определению неисправности дроссельной заслонки, симптомы которой были обнаружены во время эксплуатации автомобиля:

  1. Сначала выключите зажигание, проверьте приборную панель, обратите внимание, горит ли лампочка Check Engine, которая указывает на наличие проблем. Если индикатор не горит, необходимо залезть под капот и проверить ДПДЗ.
  2. Далее вам понадобится мультиметр — специальный инструмент для проверки датчика дроссельной заслонки.
  3. Необходимо определить наличие «минуса». Чтобы не выбрасывать каждый провод по отдельности, целесообразно проколоть соответствующие провода и измерить их.
  4. Используйте тот же метод для поиска «земли». При проверке механизма не включайте зажигание.

Цель предварительной проверки — проверить наличие питания на датчике зажигания. Напряжение зависит от марки автомобиля. Например, на некоторых автомобилях оно может составлять 5 вольт, а на других моделях — 12 вольт.

Способы проверки датчика DPDZ

Алгоритм действий по определению неисправности ДПДЗ, симптомы которой были обнаружены во время движения автомобиля:

  • Включите зажигание и поочередно проткните провода нужной цепи с помощью мультиметра. На дисплее должно появиться показание напряжения 0,7 вольт;
  • Вручную откройте дроссельную заслонку: значение напряжения должно быть более 4 В;
  • При выключении зажигания один из разъемов отпадает. Подключите щуп мультиметра к участку между скользящей клеммой и проводом (который находится слева);
  • Теперь прокрутите сектор вручную и наблюдайте за показаниями измерительного прибора. Если значение увеличивается плавно, без резких скачков, датчик зажигания работает правильно. Если верно обратное, то резисторный тракт неисправен (изношен).

Эти значения влияют на правильную работу электронного блока управления (ЭБУ), который управляет основными процессами двигателя автомобиля, подачей топливной смеси к форсункам. Если в ЭБУ поступают неточные данные, ЭБУ будет принимать неправильные решения.

Например, дроссельная заслонка полностью открыта, в то время как электронные приборы показывают, что она закрыта. Если эти симптомы имеют место, датчик дроссельной заслонки явно неисправен и подлежит замене.

Причины поломки датчика

Отказы электронных компонентов, деталей и механизмов автомобиля невозможно полностью предотвратить.

Возможные причины неисправности датчика дроссельной заслонки:

  1. Потеря контакта между ползунком и резистивным слоем. Причина — сломанный наконечник, образующий ссадины на земле. После этого датчик дроссельной заслонки может продолжать работать (недостаточно корректно) до полного износа резистивного слоя. В результате сердечник полностью выйдет из строя.
  2. Выходное напряжение увеличивается нелинейно из-за неисправности опорной плиты в начале хода заслонки.

Следует понимать, что ни один индикатор на приборной панели не будет указывать на эту неисправность, и самодиагностика не предусмотрена. Наличие неисправности можно заподозрить только в случае неустойчивой работы двигателя в различных режимах.

Диагностика своими руками

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки? Чтобы быть уверенным, что устройство нуждается в замене, при первых признаках проблем следует провести диагностику.

Датчик положения дроссельной заслонки проверяется с помощью вольтметра:

  1. Сначала включите зажигание и с помощью тестера определите напряжение между контактом «-» и ползунком со щупом. Если устройство работает, этот параметр должен быть не более 0,7 вольт.
  2. Затем необходимо полностью открыть заслонку, для этого поверните пластиковый сектор и снова проверьте напряжение. В этом случае напряжение должно быть не менее 4 В.
  3. Как только это будет сделано, отключите зажигание и выньте штекер. Между каждым проводом и контактом ползунка проводится диагностика сопротивления.
  4. Затем медленно вращайте ползунок, наблюдая за показаниями вольтметра, при работающем устройстве они будут меняться, а стрелка тестера должна двигаться плавно. Если он движется рывками, значит, неисправен ДПДЗ (автор видео по диагностике сопротивления регулятора — канал AndRamons).

Советы по выбора ДПДЗ

Самый дешевый вариант такого датчика — фольгированный резистивный датчик дроссельной заслонки. Обычно он быстро разрушается.

Если вы заменяете датчик, он должен быть хорошим. Хороший датчик — это бесконтактный датчик. Он стоит дороже, но служит дольше. В конечном итоге, это все равно лучшее соотношение цены и качества. Он работает по принципу магниторезистивного эффекта.

Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?

Ничто не изобретается вечно, и этот элемент также разрушается. Давайте рассмотрим, что является причиной его отказа и как его можно обнаружить. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки в основном вызваны естественным износом. Например, напыленный слой подложки, по которой движется слайд, изнашивается.

Это приводит к неправильным показаниям. Другой причиной неисправности может быть выход из строя подвижного сердечника. И если один из наконечников будет поврежден, на подложке появится ряд заусенцев, что приведет к поломке и других компонентов. Это приведет к ухудшению контакта между резистивным слоем и ползунком, а в некоторых случаях даже к отсутствию контакта.

Износ датчика положения дроссельной заслонки

Понять, что пора обратиться в сервисный центр или провести самостоятельную диагностику и, при необходимости, ремонт, можно по следующим признакам. Прежде всего, послушайте свой автомобиль на холостом ходу, если обороты «плавают», не медлите с проверкой прибора.

Еще одним предупреждающим признаком должно быть то, что двигатель останавливается, когда вы резко отпускаете педаль. А при разгоне вы можете почувствовать, что топливо не доходит до системы, появляются рывки и толчки автомобиля.

Иногда обороты замирают в одном диапазоне (1,5-3,000) и не меняют своего положения даже при переключении на нейтраль. Более того, динамика ухудшается. В целом, малейшие нарушения в работе двигателя должны настораживать вас.

Кстати, также обратите внимание на приборную панель, должна загореться контрольная лампа «Check engine». Если это происходит, автомобиль автоматически переходит в аварийный режим, и если вы проведете компьютерную диагностику, то увидите, что причина кроется именно в датчике.



Расположение и принцип действия измерителя

Датчик установлен на корпусе дроссельной заслонки и механически соединен с осью. Это позволяет устройству выполнять 3 действия

  • информируют контроллер о том, насколько открыта дроссельная заслонка в каждый момент времени;
  • сигнализирует о полном перекрытии подачи воздуха (когда водитель отпускает педаль акселератора);
  • контролировать скорость открытия дроссельной заслонки.

Электронный блок управления трансмиссией (ЭБУ) на основе этой информации принимает решение об увеличении или уменьшении впуска топлива и впрыска топлива при резком ускорении с высоким давлением на педаль акселератора.

Подпись. В автомобилях устанавливаются ДПДЗ двух типов: резистивные и бесконтактные. Первые дешевле и поэтому встречаются во всех бюджетных автомобилях. Последние являются более надежными и дорогими и устанавливаются в автомобилях среднего и высокого класса.

Алгоритм работы датчика сопротивления следующий:

  1. На холостом ходу дроссельная заслонка закрыта, и воздух поступает в двигатель через отдельный канал. Выходное напряжение устройства не превышает 0,5 вольт, и контроллер подает топливо для поддержания холостого хода двигателя.
  2. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, ползунок на датчике перемещается по резистивной пленке. Сопротивление электрической цепи, к которой последовательно подключено устройство, уменьшается.
  3. ЭБУ «видит» повышение напряжения в цепи индикатора, производит расчеты, готовит топливно-воздушную смесь в необходимом количестве и подает ее в цилиндры. Максимальное напряжение при полностью открытой дроссельной заслонке составляет около 4,5 В.
  4. Когда водитель резко нажимает на педаль акселератора, контроллер отмечает аналогичный всплеск напряжения и подает более богатую смесь для динамичного ускорения.

Устранение неполадок для DDZ_shema.jpg

Внимание. Значения рабочего напряжения приведены для популярного российского автомобиля — ВАЗ 2110.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки работает идентично. Разница заключается в том, как он взаимодействует с электрической цепью. Резистивное устройство изменяет сопротивление за счет перемещения ползунка по пленке, а бесконтактное устройство изменяет сопротивление за счет магниторезистивного эффекта. Благодаря такому принципу работы DPDZ имеет более длительный срок службы и не создает проблем для владельца.

Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?

Однако если компонент вышел из строя, ситуацию, скорее всего, спасет полная замена. Важным моментом на этом этапе является выбор подходящего устройства. Конечно, если вы не хотите провести всю операцию с нуля за короткое время, вам следует выбирать только высококачественный продукт и избегать дешевых китайских подделок.

Также не стоит выбирать модели с резистивной фольгой. Они недолговечны, и такая экономия может влететь вам в копеечку. Но бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки более надежны. Они стоят всего несколько долларов.

Бесконтактный ДПДЗ

Модель на основе пленки имеет резистивные дорожки, в то время как бесконтактная модель работает по принципу магнитного эффекта. Компонентами являются статор, ротор и магнит. Магнитное поле оказывает сильное влияние на первое.

Материал последнего выбирается таким образом, чтобы на него не воздействовал магнит. Расстояние между компонентами DPDZ не изменяется и выбирается на этапе сборки. Нет необходимости говорить, что датчик приближения не подлежит ремонту.

Одна только замена займет у вас гораздо меньше времени, чем выбор устройства. Но хотя этот процесс довольно прост, давайте рассмотрим его подробнее. Приготовьте крестовую отвертку, прокладку дроссельной заслонки и, конечно, саму деталь.

Замена начинается с выключения зажигания, если автомобиль был заведен. Откройте капот и не забудьте отсоединить аккумулятор. Для этого снимите минусовую клемму.

Установка ДПДЗ

Теперь найдите датчик на дроссельном коллекторе и отсоедините от него жгут проводов, скорее всего, вам придется открутить специальный пластиковый зажим. Затем открутите крепежные винты и снимите устройство. Между ДПДЗ и патрубком находится кольцо из пенопласта, его тоже обязательно нужно заменить.

Только после этого можно устанавливать сам датчик. Закрепите устройство винтами, иначе вибрации не пойдут на пользу устройству и приведут к поломке. Снова подсоедините аккумуляторный блок со всеми жгутами проводов. Иногда аккумуляторный блок забывают отсоединить, в этом случае его следует отсоединить как минимум на пять минут после установки нового блока и подключения клеммы.

Чтобы проверить работоспособность компонента, выполните следующие действия. Откройте дроссельную заслонку и потяните за трос дроссельной заслонки, чтобы повернуть сектор дроссельной заслонки.

Если положение сектора не изменилось, установите датчик на место. Поверните его на 90 градусов относительно оси дросселя. И, наконец, проверьте напряжение тестером, если значения такие же, как и выше, устройство неисправно.

Фотогалерея

Снятие замена регулятора положения дроссельной заслонки.


Отсоединение разъема питания от регулятора


Откручивание винтов, крепящих контроллер


Установка новой прокладки перед установкой ДПДЗ

Что такое ДПДЗ: место расположения и типы

Куда вписывается датчик ДПДЗ ВАЗ?

Расположение датчика определяется его функцией. Конструктивно датчик должен быть прикреплен к корпусу дроссельной заслонки, чтобы можно было снимать показания.

Обычно он расположен на стороне, противоположной приводу дроссельной заслонки, и механически жестко связан с валом дроссельной заслонки.

Существует несколько типов ДПДЗ ВАЗ:

  • пленочно-резистивный датчик дроссельной заслонки ВАЗ (конструктивно простые потенциометры, они «живут» до 50-60 000 км);
  • бесконтактный ДПДЗ (магниторезистивный). Они работают по принципу, основанному на эффекте Холла, и имеют срок службы 100 000 км и более.

Читайте также: Почему заливает свечи на инжекторе, что делать, если это уже произошло

Основные виды неисправностей ДПДЗ

Стоит отметить, что датчик положения дроссельной заслонки устроен относительно просто. Из этого утверждения следует следующее — основной причиной выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки является использование некачественных материалов при его изготовлении.

Точнее, в зависимости от типа конструкции устройства, следует рассмотреть наиболее распространенные неисправности:

Возможные неисправности датчика положения дроссельной заслонки

  • Потеря (ослабление) контакта между подвижными клеммами и резистивными дорожками;
  • Выход из строя самих трасс;
  • Неисправность резистора(ов), включенного(ых) в цепь датчика.

Возможные неисправности бесконтактного датчика положения дроссельной заслонки

  • Неисправность программируемого интегрального датчика Холла.
Оцените статью
Блог про ремонт автомобилей