- Что такое балансировка колес и зачем она нужна
- Как проводят балансировку
- Оборудование
- Процесс балансировки колёс автомобиля
- Какие ошибки при балансировке могут быть
- Как проверить балансировку колес
- Видео
- Как часто нужно балансировать колеса автомобиля?
- Срок проведения балансировки
- Причины возникновения дисбаланса
- Как понять, что необходима балансировка
- Технология балансировочного процесса
- Насколько важна точность балансирования колёс
- Распространенные ошибки балансировки
- Основные правила для хорошей балансировки колес
- Как выполнить балансировку колес своими руками
- Особенности проведения балансировки
- Сколько стоит отбалансировать колеса?
- Разновидности балансировочных станков
- Как определить дисбаланс колес — симптомы
- Какое оборудование необходимо для проведения процедуры
- Признаки разбалансированного колеса
- Обязательно ли балансировать задние колеса на переднем приводе
- Все этапы процесса
- Оборудование
- Как правильно делается балансировка
- Ошибки
- Как проверить балансировку колёс
- Когда нужно делать балансировку колес
- Чем опасна плохая балансировка
- Последствия отсутствия балансировки
- Как производится балансировка колес
Что такое балансировка колес и зачем она нужна
Балансировка — это название, данное процедуре исправления дисбаланса колеса, ступицы и других компонентов подвески. Поскольку колесо и шина находятся под действием центробежных сил, эту процедуру необходимо выполнять регулярно.
Почти всегда геометрический центр тяжести колеса не совпадает с осью вращения. Это вызвано неровностями деталей, в частности, формой обода колеса, а также дисбалансом шины. Это приводит к биению во время движения и другим неприятным последствиям.
Первые попытки балансировки колес были предприняты в 1930-х и 1940-х гг. Спортсмены того времени пытались поместить воду в камеры шин, иногда использовали песок и другие сыпучие вещества. Однако вскоре стало очевидно, что этот тип самобалансировки не является полезным, поскольку центр балансировки находится в удаленной точке окружности. То есть балансировка просто не происходит.
Первый процесс балансировки, похожий на сегодняшний, был проведен в 1954 году. Речь идет о балансировке колес железнодорожных вагонов. Только после успешного применения сварочных грузов на железных дорогах производители автомобильных колес заинтересовались этой технологией. Первые сведения об использовании балансиров для колес в автомобилях относятся к 1959 году.
Как проводят балансировку
Процедура не особенно сложна, но требует использования специального балансировочного станка с балансировочным конусом, который автоматически центрирует колесо. Колесо вращается на станке, и с помощью свинцовых грузиков, прикрепленных к ободу, колесо балансируется как можно свободнее при остановке. Это называется грубой балансировкой.
Для точной балансировки необходим электронный балансировочный станок, в который загружаются параметры колеса. Этот динамометр автоматически измеряет баланс в различных положениях колес, а информация о том, где размещены грузы и их вес, отображается на экране.
Грузы изготовлены из свинца и могут быть упакованы или приклеены на место. Последние приклеиваются внутри обода, не видны глазу и не портят внешний вид колес.
Но зимой лучше использовать обернутые грузы. Зимой повышенные колебания температуры приводят к изменению линейных размеров колес. И такие колебания не лучшим образом сказываются на свойствах клейкой ленты, с помощью которой крепятся балансиры.
Такой «сломанный» плуг легко сбивается струей воды на автомойке. Однако существуют также диски, на которые невозможно прикрепить грузики, поэтому балансировочные клеи являются единственным методом их балансировки.
Для того чтобы правильно выполнить работы по балансировке колес, необходимо не только правильно настроить сам станок, но и обладать определенными навыками. Эти два фактора в совокупности определяют конечный результат.
Хотя вы можете визуально оценить работу балансировочного станка, вы не можете определить точность настроек станка, дату последней калибровки и т.д. По этой причине балансировку следует проводить только в том месте, в котором вы уверены.
Оборудование
Важно подготовить колеса к процедуре балансировки, тщательно очистив протектор и обод от песка и грязи. Несоблюдение этой меры предосторожности может привести к неточной балансировке, и балансировку придется проводить заново.
Если автомобиль уже был отбалансирован, снимите балансировочные грузы перед началом операции.
Важно проверить давление в шинах: шины не должны быть спущены. Перед балансировкой колес определяется центр тяжести, который контролируется балансировочными станками. Машины варьируются от простых компьютеров до огромных систем с лазерными датчиками и измерительными механизмами. Определив это, станок сам устанавливает балансировочный груз.
Для проведения процедуры используется балансировочный станок, который во время процедуры выравнивает положение колеса относительно центра оси вращения
Тип балансировочного груза зависит от типа колеса. Консольные грузы используются на стальных ободах, грузы с внутренним креплением — на ободах из сплава. В основном они изготавливаются из цинка, свинца или стали.
Вес также зависит от степени дисбаланса. Вес балансировочного груза с монтажным кронштейном составляет от 5 до 100 г. Вес балансировочного груза для литых ободов колеблется от 5 до 60 г.
Вес также влияет на сложность процедуры. Чем больше вес, тем больше вероятность того, что колесо придется проверять по внешним признакам: состояние протектора и общие геометрические характеристики, такие как симметрия.
В холодное время года из-за перепадов температуры клейкие грузики могут отслаиваться, чего не происходит с упакованными грузиками.
Для штампованных ободов существует особый тип веса. Они закладываются между ободом и шиной и надеваются на обод. Набивные грузики не подходят для легкоплавких ободков. Для этого типа предлагаются грузы на липучке, самоклеящиеся грузы с самоклеящейся основой.
Они практически незаметны, так как не отвлекают от общего вида. Однако они используются только на идеально ровной поверхности.
Процесс балансировки колёс автомобиля
Процедура балансировки колес начинается со снятия колес, независимо от спецификации модели. Процедура выглядит следующим образом: снимите колесо, отбалансируйте его, установите на место, а затем переходите к следующему колесу. Таким образом, вся процедура выполняется для всех колес.
Результат во многом зависит от самого мастера, и только небольшая часть приходится на оборудование. Если оборудование современное, специалисту остается только следить за протектором и ходом процедуры.
После очистки протектора от камней и грязи диск выбирается в соответствии с количеством отверстий в нем. Специалист по установке колес надвигает шайбу на диск и хорошо затягивает гайки. Затем он отправляется к балансировщику, чтобы отбалансировать колесо.
Перед балансировкой колеса следует удалить грязь или камни из протектора шины.
После определения проблемной зоны начинается процесс подбора весов. По окончании балансировщик возвращается к станку и снова проверяет геометрию колеса. Если процедура прошла успешно, колесо ставится на место и берется другое колесо. Если этого не происходит, процедура повторяется.
Какие ошибки при балансировке могут быть
- Дисбаланс невозможно обнаружить, если шина не была очищена от камней и грязи.
- Установка новых грузиков без снятия старых.
Как проверить балансировку колес
Вы можете проверить баланс самостоятельно. Если при отпускании руля на ровной дороге вы чувствуете, что автомобиль шатается, или если вы ощущаете вибрацию рулевого колеса с определенной частотой, это признак дисбаланса.
Установите автомобиль на домкрат. Нарисуйте мелом поперечную линию на резине. Поверните колесо в подвешенном состоянии. Сразу бросается в глаза изогнутое колесо — восьмерка.
Видео
Обучающее видео для тех, кто хочет купить станок и заняться этим бизнесом. Как научиться выполнять балансировку колес.
Одна из версий балансировочного станка.
Балансировка и уравновешивание.
Как часто нужно балансировать колеса автомобиля?
Вопрос о том, как часто нужно балансировать колеса автомобиля, чаще всего задают начинающие водители. Нет четких указаний о том, когда следует проводить балансировку или после скольких километров пробега. Тем не менее, опытные водители дают несколько советов о том, когда стоит балансировать колеса вашего автомобиля.
Прежде всего, при каждой замене шин, новых или бывших в употреблении, необходимо балансировать автомобиль, чтобы уравнять центробежную силу, так как замена дисков или шин изменяет центр тяги. Рекомендуется балансировать колесо каждые 5 000 километров на одной и той же шине.
Если подвеска была отремонтирована или если автомобиль часто ездит по плохим дорогам (выбоины), стоит проводить балансировку колес чаще, чем через 5 000 км, обычно через 1 000 — 1 500 км. При появлении вибрации кузова, кабины, рычага переключения передач или рулевого колеса, часто возникающей при скорости 60 км/ч и более, не откладывайте балансировку колес.
Все очень просто: всегда балансируйте колеса после замены шин или балансируйте автомобиль так часто, как это необходимо в зависимости от состояния дороги.
Срок проведения балансировки
Эксперты по-разному определяют, когда следует проводить процесс балансировки. Некоторые говорят о пробеге в 10 000 километров. Однако никто не может назвать точную дату.
Обычно водитель начинает чувствовать, что автомобилем трудно управлять, появляются вибрации в рулевом колесе. Автомобиль начал дергаться. Возможно, что шина устарела и не сбалансирована.
Такие симптомы требуют немедленного посещения шиномонтажной мастерской. Проверьте колеса и, при необходимости, отбалансируйте их.
Шатание колес иногда возникает сразу после балансировки колес. Чтобы устранить это явление, просто поменяйте местами колеса. Например, поменяйте левое колесо на правое.
Причины возникновения дисбаланса
Причины этого неприятного явления, влияющего на срок службы ступичного подшипника и управляемость автомобиля, могут быть следующими.
- Ошибки при изготовлении и установке. Неидеальная геометрия нового изделия (в определенных пределах) не является дефектом.
- Повреждения шин (внутренние и внешние), вызванные ездой по плохим дорогам, авариями.
- Неравномерный износ шин.
Как понять, что необходима балансировка
Симптомы дисбаланса колес часто очевидны. К ним относятся чувство руля, шум в салоне, ухудшение реакции рулевого управления и некоторые другие. В этом случае дисбаланс задних колес часто менее заметен, чем те же проблемы с передними колесами.
Это не означает, что балансировать нужно только передние колеса. Во всех случаях необходимо только полное уравновешивание, чтобы избежать неприятных последствий.
Конечно, симптомы, похожие на дисбаланс, иногда возникают и по другим причинам. Однако в этом случае всегда следует обратиться в шиномонтажную мастерскую для проверки баланса. Если он не сбалансирован, обязательно проверьте его. Если нет, проведите диагностику ходовой части, рулевого управления и других узлов автомобиля, чтобы найти причину такого поведения.
Симптомы нарушения равновесия при вождении автомобиля
Колеса также следует балансировать при сезонной замене шин. Это происходит при покупке новых колес или шин. Он также может потребоваться после ремонта шин, даже если нет явных признаков дисбаланса колес.
Технология балансировочного процесса
Снятое колесо устанавливается на специальный балансировочный станок. Он откручивается с помощью адаптера и выравнивается.
Колесная формула вводится в программу станка.
Когда шина остановлена, на дисплее отображается, с какой стороны следует приложить дополнительные грузы определенного веса.
Балансировочные грузы могут быть двух типов:
- Фаршированный, оснащен ручкой. Устанавливаются на литые или штампованные обода.
- Универсальный. Приклеивается к внутренней стороне обода.
Лучше всего использовать штабелированные гири. Они гораздо надежнее закреплены. Они редко слетают, появление дисбаланса у таких колес практически невозможно.
На универсальные веса влияет температура. При температуре ниже нуля они могут просто отвалиться. Иногда они отваливаются во время уборки. Основным фактором здесь является клей, который не всегда бывает высокого качества.
После того, как грузы выбраны, начинается сборка. Рекомендуется размещать их как можно ближе друг к другу. Их суммарный вес не должен превышать 60 грамм. Если эта цифра превышена, проверьте, где находится метка на шине.
Если метка совпадает с вентилем, а груз намного тяжелее, то колесо неисправно. Колесо могло быть сильно деформировано.
После устранения деформации колесо несколько раз поворачивают на земле, а затем снова устанавливают на машину. После обточки и размещения грузов допускается допуск в 5 грамм для стальных дисков. При использовании легкосплавных дисков это значение немного ниже. По три грамма с обеих сторон.
Последний этап выполняется только на высокотехнологичных машинах. Но такие станки очень редки, поэтому в шиномонтажной мастерской его не выполняют.
Насколько важна точность балансирования колёс
Точная балансировка колес очень важна, поскольку от нее напрямую зависит, насколько комфортно и безопасно будет управлять автомобилем. Правильная балансировка позволяет избежать чрезмерного износа деталей подвески и повышенного расхода топлива. Неправильное выполнение процедуры всегда будет иметь негативные последствия. По величине они могут быть эквивалентны езде на несбалансированных шинах.
Дальнейшие ходовые качества автомобиля будут зависеть от результатов.
Распространенные ошибки балансировки
Типичные ошибки включают нарушение техники балансировки веса колеса относительно его оси вращения:
- Подготовительная работа либо не была проведена вовсе, либо была проведена небрежно: там, где нет опасности засорения, образуются комки грязи, перегружающие колесо.
- Старые грузы не были удалены с обода: были установлены новые грузы, которые уравновешивают их и вызывают еще больший дисбаланс;
- Он не обратил внимания на прилегание резины к ободу: когда шина находится под давлением, она садится, баланс теряется.
- Колесо не отцентрировано на балансирном валу. Для центрального отверстия обычно используется конический адаптер, а для крепежных отверстий — фланцевые или винтовые зажимы. Для грузовых автомобилей, колес Газель могут потребоваться проставки и конусы большего размера.
Неправильная балансировка колес
На одно колесо легкового автомобиля должно приходиться не более 60 граммов веса.
Основные правила для хорошей балансировки колес
Как и в любой технике или процедуре, существует ряд правил или советов по достижению наилучших результатов. Балансировка автомобильных колес не является исключением, поскольку в этом процессе используются законы физики, а значит, лучше придерживаться правил.
- Прежде чем приступить к балансировке колес автомобиля, убедитесь в правильности регулировки развала-схождения, иначе весь процесс будет бессмысленным;
- Вес для балансировки колеса с нормальной геометрией не должен превышать 60 грамм. Если требуется больший вес, стоит проверить геометрию диска, правильность сборки диска и шины, а также износ шины;
- Допустимое отклонение при балансировке колеса автомобиля не должно превышать 5 грамм. Если шину снять с балансировочного станка, а затем снова надеть, то разница должна быть максимальной, не более;
- Чем больше колесо, тем прочнее и надежнее оно должно быть установлено на оси балансировочного станка, иначе это повлияет на качество балансировки;
- Колесо и шина в сборе для каждого колеса индивидуальны, поэтому допустимо небольшое отклонение в 10 грамм с каждой стороны колеса;
- Перед балансировкой автомобильного колеса колесо и шина должны быть очищены от пыли, грязи и другого мусора в протекторе. Такие факторы оказывают большое влияние на правильную балансировку колеса;
- Шина должна быть установлена правильно и заподлицо с ободом (так чаще всего поступают при смене летних шин на зимние). Как только шина будет установлена на автомобиль, она почти сразу же встанет на место, но баланс будет нарушен;
- Пластиковые колпаки колес могут способствовать дисбалансу, а некачественные колпаки колес являются наиболее распространенной причиной дисбаланса. Если дисбаланс все же произошел, перед балансировкой колес автомобиля следует сначала проверить колпаки колес.
Как видите, процедура балансировки колес автомобиля не так уж сложна, однако выполнить балансировку в домашних условиях без специализированного оборудования практически невозможно. Лучше отбалансировать колеса на станции техобслуживания или спросить у знакомых, где они проходили эту процедуру. Неопытный техник только усугубит дисбаланс, а не устранит его.
Если вы ощущаете покачивание руля или вибрацию кузова, не затягивайте и не откладывайте балансировку колес, иначе в итоге вы можете заплатить в десять раз больше за поврежденные детали подвески или кузова.
Видео обзор балансировки колес:
Как выполнить балансировку колес своими руками
Чтобы выполнить всю работу самостоятельно, необходимо приобрести небольшие грузики (балансиры). Если диски автомобиля кованые или литые, лучше всего приобрести грузики с самоклеящейся основой.
Затем снимите кожух колеса и очистите все части колеса от скопившейся грязи. Если при попытке поворота колесо движется без усилий, а тормозные колодки не мешают его движению, можно переходить к следующему этапу работы.
Особенности проведения балансировки
Если при повороте колеса возникает сопротивление, необходимо освободить колесо, сняв тормозные колодки. Гайку ступицы следует слегка ослабить, чтобы подшипник не мешал вращению и оказывал как можно меньшее сопротивление.
Все эти действия можно выполнить, внимательно прочитав руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Затем возьмите кусочек мела и попробуйте повернуть колесо по часовой стрелке. Вам нужно будет отметить мелом самое сложное место после остановки колеса (это самая низкая точка).
Затем колесо будет вращаться в обратном направлении, и вам нужно будет подождать, пока оно полностью остановится. Если меловая отметка находится внизу, то все предположения верны.
Если колесо останавливается в разных точках во время вращения, вы можете сделать вывод, что колесо разбалансировано, или вы не сможете определить баланс колеса самостоятельно без использования специализированного оборудования.
Чтобы сбалансировать колесо, положите ранее приобретенные грузики на противоположную сторону колеса. Вы можете контролировать баланс колеса, регулируя грузики. Если оно начинает останавливаться в разных местах, это означает, что колесо сбалансировано.
Проделайте ту же работу с другими колесами, а затем проведите тест-драйв. При плохо отбалансированных колесах уже на скорости выше 90 км/ч ощущается довольно своеобразная вибрация.
Если такого дефекта не наблюдается — процедуру балансировки колес своими руками можно считать завершенной. Выполните его даже без практических навыков, если у вас есть желание сэкономить деньги и немного терпения.
Чтобы не снимать тормозные колодки и подшипники ступицы каждого колеса, можно немного облегчить себе работу и сделать небольшой стенд для балансировки колес. К нему предъявляются определенные требования: он должен быть жестким, а ремонтируемое колесо должно оставаться в рабочем положении под нагрузкой.
Даже если все работы по балансировке были проведены успешно и владелец автомобиля полностью удовлетворен результатом, стоит посетить мастерскую. Балансировщик проведет дополнительную проверку на профессиональном диагностическом стенде, после чего автомобиль можно спокойно эксплуатировать.
Это обеспечивает более плавное движение без преждевременного износа шин. В то же время сцепление автомобиля с дорогой будет значительно улучшено, что положительно скажется на его управляемости.
Сколько стоит отбалансировать колеса?
Здесь, конечно, все зависит от шиномонтажа или тарифной сетки автосервиса. В принципе, балансировка колес не требует больших затрат. Диаметр колеса влияет, прежде всего, на стоимость. Логично, что чем больше колесо, тем дороже его балансировка.
На стоимость балансировки колес также влияет то, какой тип обода используется на колесе. Как правило, балансировка колеса со стальным ободом стоит дешевле, чем колеса с алюминиевым ободом. Кроме того, тип/вид используемых весов влияет на конечную стоимость.
Когда шины меняют сезон, мастерская обычно включает балансировку в общую стоимость услуг.
Средняя стоимость балансировки одного 15-дюймового колеса со стальным ободом в России составляет 170 рублей. Соответственно, чтобы проверить и отбалансировать четыре колеса, вам придется заплатить в среднем 680 рублей.
Конечно, в России существует множество гаражных шиномонтажных мастерских, которые с удовольствием выполнят такую услугу и дешевле. Однако не забывайте, что существуют также шинные магазины премиум-класса, где балансировка колес обычно стоит сущие копейки (даже дороже, чем в дилерском шинном магазине).
Имейте в виду, что эта средняя стоимость не учитывает снятие и установку колес. Поэтому смело добавляйте к стоимости балансировки еще одно 15-дюймовое колесо в среднем за 50-100 рублей.
Разновидности балансировочных станков
Довольно часто разделение балансировочных устройств основано на типе транспорта, для которого они предназначены. Однако это не совсем верно. Балансиры могут быть:
- Руководство,
- Полуавтоматический,
- Полностью автоматический.
В зависимости от типа транспортного средства машины делятся на группы:
- Для автомобилей,
- Грузовые автомобили,
- Специальные транспортные средства.
Однако важно учитывать способность многих балансировочных станков, предназначенных для легковых автомобилей, балансировать шины на небольших грузовиках и наоборот.
Балансировочные станки для грузовых шин могут также балансировать колеса легковых автомобилей. Для такой операции важны следующие параметры:
- Вес колеса,
- Диаметр обода.
Балансировочные станки оснащены дисплеем, на котором отображаются все важные данные.
Civic, производимый в России, считается самым популярным балансиром. В зависимости от его функциональности стоимость находится в диапазоне 56 — 180 тысяч рублей.
Следующий шаг — китайское оборудование:
- Нордберг,
- AE&T,
- Крафтвелл,
Стоимость оборудования варьируется от 35 до 180 тысяч рублей.
Лучшим оборудованием можно назвать продукцию из Италии и Германии. Однако стоимость таких машин гораздо выше:
- МНБ — 130 — 350 тысяч рублей.
- Werther-OMA — 200 — 550 тысяч рублей.
- Раваджоли — 135 — 550 тыс. руб.
- Bosch — 250 — 550 тыс.
Как определить дисбаланс колес — симптомы
Водителю важно понимать, следует ли выполнять дисбаланс колес, чтобы минимизировать трудности с подвеской и повысить комфорт вождения. В целом, рекомендуется проверять параметры, не дожидаясь явных признаков дисбаланса. Проверка и диагностика диска необходима в следующих случаях.
- Если во время эксплуатации подвеска подверглась сильному удару. В этом случае может быть повреждено колесо, а также шина. Все это влияет на баланс.
- Во время сезонной замены шин. Каждая шина имеет свои геометрические характеристики. После установки на автомобиль необходимо проверить баланс.
- Нелишним будет проверить этот параметр перед поездкой в районы, где отсутствуют станции технического обслуживания и сервисные центры. Обязательно проверять колеса на дисбаланс при движении трофи по бездорожью.
- Согласно рекомендациям производителя автомобиля, баланс следует проверять каждые 10-15 тысяч километров пробега. Если вы часто ездите по бездорожью или предпочитаете агрессивный стиль вождения, лучше сократить время между проверками вдвое.
Эта работа не должна быть забыта. Качество колес является важным параметром, влияющим на безопасность вождения.
Существует ряд признаков, указывающих на наличие дисбаланса. Рассмотрите их более подробно, это может помочь определить неисправность.
- Хрустящий шум при движении. Более высокие скорости вызывают большую вибрацию, а на высоких скоростях вибрация может исчезнуть. Эта проблема возникает из-за смещения центра тяжести относительно оси вращения. Это и вызывает вибрацию.
- Встряска. Это не очевидный признак, но если ваш автомобиль трясет при движении по ровной дороге, вам стоит задуматься о внеплановой проверке баланса.
- Тряска на рулевом колесе во время движения. Обычно происходит в ритмичной и повторяющейся манере. Возникает при значительном смещении веса от оси. Амортизаторы иногда ошибочно принимают за неисправности подвески. Необходимо провести полную диагностику.
Признаков много, и важно следить за ними своевременно.
Не путайте вибрацию при движении с вибрацией при торможении. Если при торможении возникает вибрация, причина не в балансировке колес, а в износе тормозных колодок.
Какое оборудование необходимо для проведения процедуры
Уже в процессе производства масса шины неравномерно распределяется вокруг оси вращения — так называемый производственный дефект. При дальнейшем использовании дисбаланс увеличивается, причем до 75% дисбаланса приходится на шину и до 20% на обод. Оставшийся процент поглощается ступицами колес и тормозными барабанами.
Существует профессиональное оборудование для избавления от дисбаланса — балансировочные станки (BS). В помещениях шиномонтажных мастерских постоянно установлены конструкции для диагностики и регулировки вращающихся объектов.
TS для широких и нормальных шин градуируются на узлах без снятия колес с помощью механических, электронных и комбинированных измерительных приборов. Вторая группа оборудования — это балансировочные станки, которые работают со снятыми колесами.
Балансировочный станок
Основными компонентами прецизионных балансировочных станков являются вал с электрическим (до 800 об/мин) или ручным (до 250 об/мин) приводом и компьютер для обработки данных.
Процедура выглядит следующим образом: колесо устанавливается и надежно фиксируется на валу, компьютерная система считывает исходные данные (ширина и высота шины, размер обода). Вал вращается, затем привод останавливается, и колесо вращается за счет собственного импульса.
Затем активируются импульсные, динамические и пьезодатчики, регистрируя новые данные, на основе которых программное обеспечение рассчитывает световые точки шины. Все, что требуется от техника, — это установить грузы.
Некоторые станки отечественного и зарубежного производства оснащены лазерными установками, которые показывают, где именно установлен балансир.
Признаки разбалансированного колеса
Что является наиболее распространенным симптомом несбалансированного колеса? Вибрация, конечно же. При возникновении дисбаланса вибрация передается от шасси автомобиля в салон. Чем больше дисбаланс, чем хуже дорога и чем выше скорость автомобиля, тем сильнее будут вибрации. Вибрационные механизмы бывают разных форм и размеров. Например, вы можете услышать легкий шум или автомобиль может трястись так сильно, что управлять им становится некомфортно.
Вы можете определить, какая шина разбалансирована, различая разные типы вибрации. Например, если вы сидите за рулем автомобиля и больше всего ощущаете вибрацию, исходящую от рулевого колеса. Тогда возникает дисбаланс передних колес. Когда задние колеса выходят из равновесия, неприятные толчки ощущают пассажиры, едущие сзади.
Почему возникает дисбаланс колес и каковы его признаки? Во время вращения отдельные участки шины подвергаются большим усилиям, чем другие участки. Неравномерная работа шин приводит к вибрации.
Участки шины, подвергающиеся повышенному давлению, быстро изнашиваются и становятся хрупкими. Если есть признаки нарушения баланса колеса и износа в определенных местах, резина начнет сдуваться, и шину нужно будет постоянно подкачивать.
Каковы другие признаки дисбаланса? Например, вы могли заметить, что ваш автомобиль вдруг стал потреблять больше топлива. Более вероятно, что причина кроется в дисбалансе. Чем он хуже, тем больше топлива расходует автомобиль. Это особенно заметно при движении на высоких скоростях.
Что может произойти, если игнорировать признаки дисбаланса?
- Вождение будет не только неудобным, но и опасным.
- Рулевое управление откажет.
- Амортизаторы выйдут из строя.
- Подшипник и другие компоненты подвески выйдут из строя.
Причиной этих неприятных последствий являются вибрации, возникающие из-за дисбаланса и воздействующие на автомобиль.
Примечание: Если вы заметили прыгающий руль, это может быть не просто признаком дисбаланса. Руль шатается, если на ободе есть вмятины, грыжи шин, поврежденные корды и т.д. Однако если скачки происходят только при ускорении, это 100% признак того, что переднее колесо разбалансировано.
В этом случае не имеет значения, является ли автомобиль заднеприводным или переднеприводным. Если имеется дисбаланс задних колес, то такого симптома, как колебание руля, не существует.
Дисбаланс колес обычно возникает при переходе с зимних шин на летние (или наоборот). Автовладельцы не задумываются о том, какое оборудование используется для балансировки и имеет ли балансировщик опыт работы.
Но от этого зависит качество процедуры. Например, дисбаланс может появиться через 200-300 км, если балансировщик не помыл резину. Кусочки грязи отпадут, и признаки несбалансированного колеса появятся снова.
Если используется некачественный груз, это может привести к шатанию колеса. Под действием центробежной силы груз падает, и руль начинает пульсировать.
Как обнаружить признаки дисбаланса? Поднимите автомобиль домкратом, затем установите колесо на балансировочный круг и проведите проверку схождения колес. Затем, выполнив несколько простых действий, вы сможете определить признаки несбалансированного колеса, если таковые имеются.
- Возьмите в руку кусочек мела и открутите колесо.
- Когда он остановится, сделайте мелом отметку в центре колесной арки.
- Раскрутите колесо еще несколько раз, в идеале 6-10.
- Сходятся ли сделанные вами отметки примерно в одной точке? Это признак того, что колесо разбалансировано. Важно как можно скорее посетить шинный центр.
Обязательно ли балансировать задние колеса на переднем приводе
В переднеприводных автомобилях ведущие колеса подвержены большему воздействию, поскольку они участвуют в процессе прохождения поворотов. Многочисленные маневры приводят к разрушению боковин протектора. Но задние протекторы также механически деформированы. Если переднее колесо попадает в выбоину, заднее колесо также попадает в выбоину, ударяя по подвеске.
Дисбаланс спереди более выражен, а на скоростях выше 120 км/ч дисбаланс сзади более заметен. Все колеса должны быть отбалансированы одновременно, независимо от того, где они установлены.
Все этапы процесса
В мастерских и шинных центрах мастера устанавливают выравнивающие грузы в определенных точках, чтобы устранить неравномерное распределение веса. Этот процесс осуществляется с помощью специального оборудования.
Оборудование автоматически определяет, куда необходимо поместить груз. Размеры колеса вводятся в компьютер. Затем оборудование выбирает оптимальную точку для дополнительного веса. Это статическая балансировка.
Какой тип веса использовать, зависит от диска и его параметров. Это может быть цинковая или свинцовая гиря. Они различаются по весу — обычно от 5 до 100 граммов.
Существует также динамическая балансировка, но она доступна не везде. Проблема заключается в оборудовании — в большинстве случаев оно очень старое. Чем шире колесо, тем больше вероятность динамического дисбаланса.
Любопытно: Почему перестали работать датчики парковки (причины, диагностика, ремонт)
Окончательная балансировка выполняется после статической балансировки и, если возможно, после динамической балансировки. Когда автомобиль разбалансирован, под колеса подкладываются специальные устройства, колеса раскручиваются до высокой скорости, а система измеряет и отмечает, где должен находиться груз. Он также рассчитывает вес самого груза.
Этот процесс требует серьезного оборудования, которое доступно только в профессиональных колесных центрах.
Автоматическая балансировка колес доступна, но не для легковых, а для грузовых автомобилей.
Балансировочный станок вставляет в колесо специальные гранулы, шарики или песок. В процессе движения материал притягивается к внутренней стороне шины под действием центробежной силы. Результат — самобалансировка. Жаль, что эта технология недоступна для легковых автомобилей.
Оборудование
Существуют различные типы оборудования — стационарное и мобильное. Стационарные машины могут определить величину дисбаланса только для демонтированного колеса. Эти машины могут иметь электрическое или ручное управление.
В первом случае колесо вращается с помощью электродвигателя. В последнем случае его необходимо повернуть вручную. Независимо от того, что вызывает вращение диска, точность ничуть не страдает.
Простые модели машин работают со стальными дисками и несколькими видами литья. Более современные станки могут легко работать с любым типом дизайна диска. Программное обеспечение само способно установить баланс в любой точке.
Электронная часть серьезных станций способна выполнять множество полезных функций. Например, он может разделить большой груз на множество мелких и разместить их в разных точках. Этот режим эффективен, если дисбаланс велик.
В этом случае скамейка показывает несколько точек. Оптимизация — еще одна полезная функция. Электроника анализирует дисбаланс между шиной и диском и затем находит оптимальное положение относительно друг друга, обеспечивая тем самым максимальный баланс. С помощью этой функции можно уменьшить нагрузку на колесо.
Мобильное оборудование представляет собой подкатной стенд под автомобиль. Они позволяют проводить балансировку без снятия колес. Преимуществом является то, что стенд учитывает другие вращающиеся массы, такие как ступицы, тормозные диски или барабаны. Его часто используют в качестве завершающего штриха после балансировки колес.
Как правильно делается балансировка
Колесо тщательно очищается и устанавливается на балансировочный станок. Затем машина рассчитывает вес гири и точки регулировки.
Механик устанавливает гирю и проверяет баланс. Если все показания в норме, колесо устанавливается на автомобиль. Если баланс отсутствует, процесс продолжается.
Ошибки
Существует ряд правил, которым необходимо следовать:
- Колесо должно быть тщательно очищено. Обычно снаружи и внутри много грязи. Автоматика рассчитывает вес гирь. Если вы работаете с грязным колесом, вы можете потерять равновесие при первом ударе, когда с колеса посыплется густая грязь;
- Обязательно удалите все старые грузы;
- Часто шина просто не подходит. Со стороны этого не видно, но процесс балансировки нарушается;
- Колпаки колес и другие аксессуары могут увеличить дисбаланс.
Такие ошибки часто допускают шиномонтажные мастерские, потому что они работают над количеством и скоростью, а не над качеством.
Как проверить балансировку колёс
Проверка баланса колес пригодится при смене сезонов. Те, кто держит сезонные шины, обычно меняют их сами, поэтому у них нет проблем с проверкой баланса. Важно, чтобы колеса были чистыми. Для процедуры вам понадобится обычный мел.
- Поверните колесо.
- Дождитесь полной остановки колеса, а затем постучите мелом в любом месте. Например, в центре шины.
- Повторите первые два пункта от пяти до десяти раз.
- Проверьте, где расположены метки. Если они расположены близко друг к другу, вам нужно сбалансировать.
- В противном случае с колесом все в порядке, и вы можете сэкономить деньги на лечении.
Когда нужно делать балансировку колес
Балансировка требуется как для передней, так и для задней оси, хотя дисбаланс более выражен на передних колесах. Существуют некоторые споры о том, как часто следует балансировать колесо.
Наиболее распространенной рекомендацией является регулировка баланса не реже одного раза в год (лучше каждый сезон) или каждые 10 000 км пробега. Есть и другие признаки того, что дисбаланс следует устранить немедленно:
- установка новых колес;
- сезонная замена шин (или по другим причинам);
- после возникновения нештатной ситуации;
- при наличии биения в рулевом управлении и подвеске, особенно на высоких скоростях.
Чем опасна плохая балансировка
Водители иногда задаются вопросом, нужна ли балансировка колес или можно обойтись без нее. На самом деле, дисбаланс может привести к целому ряду проблем.
- Наиболее очевидным эффектом дисбаланса является потеря тяги. При вибрации нарушается контакт с поверхностью дороги. В зависимости от ситуации это может привести к потере контроля над рулевым управлением, снижению эффективности торможения. Поскольку контактная поверхность нестабильна, на скользкой дороге возрастает риск потери контроля над автомобилем.
- Вибрации и удары создают чрезмерную нагрузку на подвеску. Для сравнения, дисбаланс в 3g вызывает ударную нагрузку в 0,3 кг на подвеску при каждом обороте, что может составлять 600-800 ударов в минуту. Сравнимо с таким же количеством ударов молотком по подвеске. Очевидно, что износ деталей увеличивается.
- Сильные вибрационные нагрузки могут привести к поломке подшипника ступицы. Если это происходит на скорости, серьезная авария неизбежна.
- Вибрация, передающаяся на рулевое колесо, вызывает повышенную утомляемость водителя. Это снижает комфорт вождения, а на длинных участках дороги может привести к снижению безопасности движения.
- Дисбаланс вызывает быстрый и неравномерный износ протектора шины. Срок службы шин сокращается в 3-5 раз.
Это самые важные последствия дисбаланса колес. Тем не менее, этого достаточно, чтобы оценить важность своевременного выполнения работы по балансировке колеса.
Последствия отсутствия балансировки
Последствия езды на несбалансированных колесах могут быть как серьезными, так и легкими. В целом, несбалансированные шины могут привести к:
- Неровное рулевое управление при движении.
- Повышенный расход топлива.
- Может ухудшиться качество вождения.
- Создает шум в салоне автомобиля.
- Шины начинают быстро и неравномерно изнашиваться.
- Компоненты подвески быстро выходят из строя.
Многие из этих симптомов могут не только привести к дополнительным расходам на ремонт автомобиля, но и стать причиной аварии.
Признаки износа шин
Как производится балансировка колес
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, как выполняется выравнивание. Балансировка автомобиля осуществляется с помощью грузиков, прикрепленных к ободу колеса, а точнее к ободу. Гири бывают следующих типов.
- Фаршированный. Самый простой вариант. Изготовлен из мягкого металла, который просто наклеивается на обод. Отлично сидит на ободе.
- Связанные. Приклеивается специальной клейкой лентой. Обычно используется для ободов, у которых нет возможности закрепить балансировочные блоки. Недостатком является риск отклеивания при отрицательных температурах или под сильной струей воды на автомойке.
Для регулировки выравнивания требуется специальная машина. Чаще всего используется станок грубой настройки. Продавец поворачивает колесо вокруг своей оси и регулирует вес, чтобы добиться максимально плавного вращения. Для такой работы требуется значительный опыт.
Читайте также: ATF Dexron: что такое Декстрон АТФ, особенности и виды данной жидкости
Тонкая балансировка выполняется на электронном балансировочном станке. Здесь учитывается геометрия колеса и шины. В результате компьютер машины рассчитывает точное положение и вес балансировочных грузов. Это наиболее точная и практически безошибочная работа.
Регулировки должны выполняться на всех колесах. Распространенной ошибкой является устранение дисбаланса только на передней оси. Это может привести к разрушению задней подвески и другим негативным последствиям.