- Типы моторных масел
- Синтетика
- Полусинтетика
- Минералка
- Дополнительные критерии
- Что такое вязкость моторного масла
- Классификация моторных масел
- SAE
- API
- ACEA
- ILSAC
- ГОСТ
- Стандарт ГОСТ 1747.1-2015
- Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу
- Допуски производителей автомобилей (OEM)
- Что мы видим на этикетке
- Какие бывают составы?
- Таблица маркировки и классификации моторных масел по ILSAC
- Масляная основа и присадки
- Маркировка моторных масел по SAE
- Что обозначают буквы и цифры
- Стандартизация АСЕА
- Вязкость моторного масла в рабочих температурах
- Сезонность моторных масел
- Зимние
- Как классифицируются моторные масла
- SAE
- API
- ACEA
- ILSAC
- ГОСТ
- Следующий важный пункт программы:
- Допуски
- Какое масло можно доливать в мотор?
Типы моторных масел
На рынке существует три типа моторных масел — синтетические, полусинтетические и минеральные. Давайте кратко проанализируем характеристики каждого варианта.
Синтетика
Синтетические масла (Fully Synthetic) — это смазочные материалы для двигателей, полученные путем синтеза химических компонентов. Их отличает широкий температурный диапазон, отсутствие негативного воздействия на резиновые компоненты и улучшенное качество смазки.
Кроме того, состав содержит большое количество добавок для улучшения моющих и защитных свойств.
Синтетические материалы более устойчивы к низким и высоким температурам, химически инертны и обладают низкой испаряемостью.
Углеводороды и сложные эфиры включаются в рецептуру для определения свойств смазки.
Средний индекс вязкости составляет от 120 до 150. В зависимости от типа протекающей химической реакции это могут быть соединения фтора и хлора, углеводороды, сложные эфиры и другие.
Плюсы:
- Более широкий диапазон рабочих температур.
- Устойчивость к образованию лакокрасочной пленки.
- Устойчивость к высокому давлению.
- Оптимальная вязкость.
- Низкая летучесть, особенно при использовании нейтрализатора.
Недостатки:
- Высокая химическая активность.
- Риск коррозии.
- Несовместим с минеральными маслами.
- Меньшая смазывающая способность.
- Более высокая цена.
Как правило, недостатки синтетики компенсируются присадками, которые производители добавляют в свою продукцию.
Полусинтетика
Еще одним вариантом являются полусинтетические масла, сочетающие в себе свойства минерального и синтетического масел.
Такие смазочные материалы основаны на минеральных маслах, но предполагают использование синтетических присадок. Индекс вязкости составляет от 120 до 140.
В результате получилась более бюджетная версия с лучшими характеристиками и более низкой ценой.
В зависимости от производителя, содержание добавок может составлять 20-50%.
В полусинтетических маслах есть три компонента:
- Базовый состав.
- Добавки.
- Полимеры.
Основную функцию выполняет базовое масло, и только 20% приходится на присадки. Последние, кроме того, являются защитными и модифицирующими по своей природе.
Первые направлены на улучшение характеристик состава по отношению к двигателю, а вторые — на изменение его свойств.
В современных продуктах может использоваться до 30 различных добавок: моющие, антипенные, вязкостные, антиокислительные, антисейсмические и другие.
Плюсы:
- Устойчивость к процессам окисления.
- Возможность работы в широком диапазоне температур.
- Длительный срок службы по сравнению с минеральным маслом.
- Наличие защитных компонентов в рецептуре.
- Низкий уровень волатильности.
- Универсальность применения и возможность заправки различных транспортных средств.
- Более низкая цена.
Недостатки:
- Более низкая стойкость и стабильность по сравнению с синтетическими продуктами.
- Не рекомендуется использовать в условиях сильных морозов.
- Низкая стабильность при работе двигателя в экстремальных условиях.
Минералка
Минеральные масла — самый бюджетный вариант. Они создаются путем переработки сырой нефти, но не имеют синтетических добавок и поэтому не могут похвастаться хорошими свойствами.
Средний индекс вязкости составляет от 85 до 100.
Кислоты, компоненты серы и смолы удаляются из жидкости для улучшения ее структуры, но идеальных результатов добиться не удается.
В последнее время технология гидрокрекинга становится все более популярной для создания масел, которые могут сравниться с синтетическими.
Для улучшения свойств добавляются присадки, но их количество не превышает 15% от общего объема. Эти составы предназначены для защиты от коррозии, износа и улучшения моющих свойств.
Минеральное масло содержит парафины (щелочные, циклические), углеводороды и уже упомянутые присадки. Вязкость смазочного материала изменяется в зависимости от температуры.
Плюсы:
- Более низкая цена.
- Большой выбор.
Конс:
- Плохая устойчивость к низким температурам, загустевает при низких температурах.
- Быстрое окисление и необходимость более частой замены.
- Шлакообразование в двигателе при кипячении.
- Предназначен в основном для старых типов двигателей.
При выборе минерального масла лучше отдать предпочтение гидрокрекированным маслам, которые отличаются более высоким качеством.
Дополнительные критерии
Следует также помнить, что все моторные масла условно делятся на две категории в зависимости от типа двигателя: для дизельных или бензиновых агрегатов. На рынке также можно найти всесезонные масла.
При выборе также обратите внимание на возможность использования смазочного материала в двигателях с турбонаддувом или атмосферных двигателях.
Что такое вязкость моторного масла
Основная задача моторного масла — обеспечить минимальное трение деталей цилиндра двигателя и поршневой группы при максимальной плотности их контакта.
Важно понимать, что диапазон рабочих температур в двигателе совсем другой и отличается от того, что водитель видит на приборной панели, так как там отображается температура охлаждающей жидкости, которая находится в пределах 900C (оптимальные показания).
Температура масла в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, его типа (бензин, дизель) может быть в пределах 140-150 градусов и более. В то же время, его свойства могут значительно отличаться в начале и конце температурного диапазона.
Поэтому понятно, почему различные производители двигателей рекомендуют оптимальные свойства масла для своих «потомков», чтобы они работали с максимальной эффективностью, выдерживали высокие нагрузки и минимальный износ.
Одной из таких характеристик является вязкость — переменная, определяющая способность масла оставаться текучим при различных условиях работы двигателя и оставаться на внутренних поверхностях двигателя, не стекая с них.
Вязкость моторного масла при различных рабочих температурах двигателя можно определить по классификации SAE, которая будет рассмотрена ниже.
Другими словами, каждый производитель двигателей в тесном сотрудничестве с производителями моторных масел разрешает использовать в своей машине определенную марку смазочного материала на основании характеристик SAE.
Классификация моторных масел
При выборе смазочного материала для двигателя важно обратить внимание на классификацию моторных масел. Это необходимо для упрощения процесса выбора с учетом целей и характеристик продукта, а также его соответствия действующим стандартам. Существует несколько вариантов международной классификации.
Давайте кратко рассмотрим имеющиеся варианты.
SAE
Классификация, означающая соответствие требованиям ассоциации автомобильной техники в США. Он характеризует параметр вязкости смазочного материала для приводных агрегатов.
С учетом этой характеристики все масла были условно разделены на 11 категорий, шесть из которых предназначены для зимнего использования — от 0W до 25W — и пять для летнего использования — от 20 до 60.
API
Еще один стандарт от Американского института нефти. Он устанавливает нижний порог стандартов для смазочных материалов для дизельных или бензиновых двигателей.
В отличие от SAE, он более совершенен и позволяет сделать более точный выбор с точки зрения мощности и производительности.
ACEA
Спецификация европейских производителей автомобилей. Впервые введена в 1991 году и заменяет классификацию CCMC.
В некоторых тестах требования соответствуют API, но лучше отдать предпочтение ACEA, так как там подразумеваются более строгие критерии тестирования.
Стандарт условно разделен на несколько классов — для бензиновых двигателей, для дизелей до 2,5 литров, для бензиновых/дизельных агрегатов с нейтрализатором и для дизелей 2,5 литров и выше.
ILSAC
Еще один стандарт от международного комитета по стандартизации и валидации моторных смазочных материалов. Она возникла по инициативе Японской и Американской ассоциаций автомобильных дилеров.
Здесь более жесткие требования к пенообразованию, летучести, фильтрации, устойчивости к сдвигу и т.д.
ГОСТ
Международный стандарт, обеспечивающий удобную классификацию моторных масел. Он устанавливает требования и характеристики моторных масел для машин, тракторов и другого оборудования.
Он был разработан международным техническим комитетом по стандартизации. Он наиболее популярен в странах СНГ.
Приведенные выше классификации различаются по типу и требованиям к смазочным материалам, поэтому можно сосредоточиться на соответствии одному или нескольким стандартам.
Стандарт ГОСТ 1747.1-2015
Межгосударственный стандарт делит отечественные смазочные материалы на классы, в зависимости от кинематической вязкости, и на группы, в зависимости от условий эксплуатации электростанции.
Моторное масло имеет вязкостные характеристики, которые делят его на летнее, зимнее и всесезонное. Летние смазочные материалы имеют номера 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Зимние смазочные материалы имеют номера 3z, 4z, 5z, 6z с буквой ‘z’ (winter). Всесезонные масла имеют номера 3z/8, 4z/6, 4z/8, 5z/10, 5z/12, 5z/14, 6z/10, 6z/14, 6z/16. Первая половина дроби показывает зимний сорт смазки, вторая половина — летний.
Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу
Класс | Значение кинематической вязкости при +100° | Кинематическая вязкость при -18°, макс. мм.с/см | |
Самый низкий | Самый высокий | ||
3з | 3.6 | — | 1200 |
4з | 4.0 | — | 2500 |
5з | 5.4 | — | 6200 |
6з | 5.5 | — | 10300 |
6 | 5.7 | 7.2 | |
8 | 7.2 | 9.2 | |
10 | 9.2 | 11.3 | |
12 | 11.3 | 12.2 | |
14 | 12.2 | 14.2 | |
16 | 14.2 | 16.2 | |
20 | 16.2 | 21.5 | |
24 | 21.5 | 26.5 | |
3З/8 | 7.2 | 9.2 | 1200 |
4З/6 | 5.5 | 7.2 | 2500 |
4З/8 | 7.2 | 9.2 | 2500 |
4З/10 | 9.2 | 11.8 | 2500 |
5З/10 | 9.2 | 11.8 | 6200 |
5З/12 | 11.8 | 12.8 | 6200 |
5З/14 | 12.8 | 14.8 | 6200 |
6З/10 | 9.2 | 11.8 | 10500 |
6З/14 | 12.8 | 14.8 | 10500 |
6З/16 | 14.8 | 16.2 | 10500 |
Допуски производителей автомобилей (OEM)
Помимо общих стандартов, направленных на стандартизацию требований к маслам для повышения взаимозаменяемости и упрощения выбора, существуют также требования производителей оригинального оборудования (OEM).
Логично предположить, что общие стандарты развились из этих требований, иначе они не имели бы смысла. Поэтому в подавляющем большинстве случаев масло с соответствующей классификацией ACEA также подходит для требований OEM.
Так что, в значительной степени, получение отдельного одобрения OEM является своего рода маркетинговой уловкой, причем очень эффективной — несмотря на все теоретические рассуждения об идентичных маслах, я бы первым рекомендовал заливать масло, одобренное OEM, если это указано как обязательное условие в технической документации:).
В качестве отступления, справедливо будет сказать, что производители автомобилей обычно не производят масла сами, а заказывают их у премиальных брендов, поэтому канистра масла, скажем, Ford или GM (или любого другого OEM-производителя), скорее всего, будет содержать Castrol или что-то еще из первой пятерки.
Наиболее распространенными одобрениями производителей являются Mercedes (выглядит, например, как MB 229.1), Volkswagen (VW 503.00), BMW (BMW Longlife-01), General Motors (GM-LL-A-025) и Ford (Ford WSS M2C913C). Допуски, указанные в скобках, не являются исключительными, они приведены только в качестве примера.
Кроме того, свои требования предъявляют Renault и Fiat, многие (если не все) производители коммерческих автомобилей (например, Man, Volvo и другие), даже марки тракторов и спецтехники (JCB, CAT, John Deere и другие). Технически одобрения от разных производителей часто копируют друг друга, имея одинаковые или похожие требования с разными обозначениями, хотя это не исключает эксклюзивных требований в некоторых случаях.
Описывать все допуски — дело неблагодарное, так как объем текста будет непомерно большим. Возможно, позже я предоставлю информацию по каждому производителю отдельно, а пока вот соотношение основных допусков ведущих производителей с точки зрения использования масла
Что мы видим на этикетке
При покупке моторного масла внимательно прочитайте информацию на упаковке.
Следующая информация доступна здесь:
- Спецификации API и ACEA, чтобы вы могли сделать первоначальную оценку качества продукта и его пригодности к использованию. Важно убедиться, что требования производителя к сорту соответствуют тому, что заявляет производитель.
- Технологические характеристики. Производитель часто указывает, что масло разработано с использованием современных технологий и действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
- Одобрения производителей (одобрения). Некоторые производители рекомендуют использовать определенные виды смазочных материалов. Например, в нем может быть указано, что продукт соответствует стандартам Peugeot, Opel, BMW и других марок.
- Название продукта и химический состав. Здесь важно отметить тип масла, например, синтетическое, минеральное или полусинтетическое. В противном случае эти данные не имеют большого значения.
- Штрих-код. Легко определить, в какой стране был произведен продукт, проверить его оригинальность и получить дополнительную информацию.
- Область применения. Производитель должен указать, для каких транспортных средств предназначен продукт. Например, для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
- Номер партии и дата изготовления. Это также помогает определиться с выбором в случае возникновения трудностей.
- Псевдомаркировка. Многие производители используют различные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. Но они не имеют практического применения.
- Специальные категории.
- Индикация вязкости. Это считается самым важным параметром, по которому можно судить о пригодности моторного масла для конкретного сезона и для конкретного модельного ряда. Важно убедиться, что указанная марка соответствует требованиям производителя.
Вы также узнаете, как отличить настоящее масло от поддельного.
В совокупности вышеупомянутые характеристики позволяют определиться с выбором смазочного материала и тем самым избежать негативных последствий для двигателя.
Какие бывают составы?
Каждый автомобилист знает, что смешивать масла с разными основами запрещено. Если в двигателе использовалось минеральное масло, а вы хотите добавить синтетическое, необходимо слить старую жидкость, промыть двигатель и только после этого добавить новый состав.
Для каждой модели автомобиля производитель дает рекомендации о том, какой состав масла можно использовать. Эти рекомендации должны соблюдаться. Чтобы объяснить это, мы поговорим о составе различных автомобильных масел (их классификация приведена ниже).
- Минеральное масло производится из нефтепродуктов. Оно характеризуется высокой вязкостью и обычно используется летом, так как не предназначено для холодных температур. Однако этот продукт имеет разумную цену и идеально подходит для двигателей с пробегом более 100 000 км. В основном используется в отечественных автомобилях.
- Синтетическая нефть производится путем органического синтеза из нефтепродуктов. Таким образом, можно создать состав с особыми свойствами: отличной текучестью, низкотемпературными характеристиками, сохранением первоначального состава в период эксплуатации. Такой продукт имеет более длительный срок службы, чем минеральное масло. Среди композиций — УВ-синтетика (производится гидрокрекингом из базового минерального масла с удалением вредных примесей) и ПАО-синтетика (производится синтезом легких поли-альфа-олефиновых углеводородов, при котором удаляются примеси металлов и серы). Последние имеют следующие преимущества: стабильность химических свойств в течение всего интервала обслуживания, легкий холодный запуск двигателя, термостабильность. Это отличный вариант для современных двигателей с суженными масляными каналами. Однако HC-синтетика примерно на 30% дешевле. Такой состав нельзя назвать полностью синтетическим, правильнее назвать его синтетическим маслом на минеральной основе, или, как сейчас говорят, полусинтетическим. Это отличная альтернатива дорогим синтетическим материалам.
Таблица маркировки и классификации моторных масел по ILSAC
Международный комитет по стандартизации и испытаниям моторных масел (ILSAC) опубликовал пять стандартов на марки моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Категория ILSAC | Год введения | Описание |
ILSAC GF-1 | Устаревшие | Соответствует требованиям качества по классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60. |
ILSAC GF-2 | 1996 | Отвечает требованиям качества по классификации API SJ; кроме того, SAE 0W-20, 5W-20 добавлены к классам GF-1 |
ILSAC GF-3 | 2001 | Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ значительно лучшими антиоксидантными и противоизносными свойствами, а также лучшими пароизоляционными характеристиками. Марки ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла GF-3 более энергоэффективны. |
ILSAC GF-4 | 2004 | Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. SAE классов вязкости 0W-20, 5W-20, 0W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, лучшими моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимы с катализаторами выхлопных газов. |
ILSAC GF-5 | 2010 | Отвечает требованиям классификации API SM с более строгими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализатором, испаряемости, моющим свойствам и устойчивости к образованию отложений. Введены новые требования к защите систем турбокомпрессоров от образования шлама и совместимости с эластомерами. |
Масляная основа и присадки
Моторные масла состоят из масляной основы и присадок. Присадки — это специальные вещества, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.
Масляные основы являются
- минерал;
- гидрокрекинг;
- полусинтетическое (смесь минерального и синтетического);
- синтетический (направленный синтез).
В современных маслах доля присадок составляет 15-20%.
По назначению добавки делятся на:
- моющее и диспергирующее средство — удерживают мелкие остатки (гудрон, битум и т.д.) в связанном состоянии и, имея в своем составе щелочь, нейтрализуют кислоты, предотвращают сгущение шламовых отложений;
- противоизносные вещества — образуют защитный слой на металлических деталях и уменьшают износ поверхностей трения за счет снижения трения;
- Индексирующие агенты — повышают вязкость масла при высоких температурах и увеличивают его текучесть при низких температурах;
- Пеногасители — уменьшают образование пены (воздушно-масляной смеси), которая снижает теплопередачу и ухудшает качество смазки
- модификаторы трения — уменьшают коэффициент трения между металлическими деталями.
Маркировка моторных масел по SAE
При покупке смазочных материалов важно обращать внимание на маркировку на банке, в частности на тип SAE. Это международный стандарт, по которому можно легко сделать выводы о вязкости продукта в различных температурных диапазонах.
Проще говоря, вы можете увидеть минимально и максимально допустимые температуры.
Если рассматривать SAE, то масло можно найти с таким обозначением, как XW-Y, где первая и последняя цифры указывают на конкретные номера.
Первая указывает на более низкую температуру, при которой смазочный материал будет выполнять свою функцию. Что касается буквы W, то она указывает на то, что смазку можно использовать зимой.
Что обозначают буквы и цифры
Для удобства мы сведем в таблицу, что означают буквы и цифры.
Значение | Оборот | Накачиваемость |
0w | -30 0С | -40 0С |
5w | -25 0С | -35 0С |
10w | -20 0С | -30 0С |
15w | -15 0С | -25 0С |
20w | -10 0С | -20 0С |
25w | -5 0С | -15 0С |
Проходимость — это мера способности двигателя вращать детали цилиндра и поршневую группу при различной вязкости моторного масла и температуре окружающей среды.
Чистящая способность — это способность масла с заданной вязкостью прокачиваться через систему, не вызывая сухого трения в деталях цилиндра и поршневого штока. Как правило, температура прокачки на 50°C ниже, чем температура запуска. Способность перекачки в условиях замерзания обеспечивается минимальной кинематической вязкостью зимних сортов масла.
Согласно второму рисунку можно оценить минимальную/максимальную вязкость смазочного материала при нагревании до 100-150 градусов Цельсия.
Чем выше значение, тем гуще смазка при нагревании. При уменьшении стоимости действует обратная зависимость.
Для удобства мы сведем температурные пределы вязкости в таблицу.
Имя | Значения температуры |
0w20 | от — 25 до + 20 |
0w30 | от — 25 до + 20 |
5w50 | — от 30 до +45 |
5w20 | от -30 до +15 |
5w30 | — от 30 до + 20 |
5w40 | от -30 до +35 |
5w50 | — от 30 до +45 |
10w40 | от -20 до +35 |
15w30 | — от 15 до +35 |
15w40 | — от 15 до + 45 |
20w40 | от 10 до +45 |
20w50 | от 25 до +45 и выше |
SAE 30 | от 0 до +45 |
Стандартизация АСЕА
Этот стандарт делит масляные растворы на три класса, которые имеют свои подклассы. Основными классами нефти являются:
- Классы A и B. Это масляные растворы для бензиновых и дизельных силовых установок, которые устанавливаются в легковых автомобилях, небольших грузовиках и фургонах.
- Класс C. Включает моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующих экологическим нормам и оснащенных катализаторами выхлопных газов.
- Класс E. Смазочные материалы для дизельных двигателей, работающих при высоких нагрузках или в экстремальных условиях.
Каждый сорт масла может использоваться в определенных условиях, как показано в таблице ниже.
Подкласс | Условия эксплуатации |
Классы A и B | |
A1/B1 | Масляные решения с длительным сроком службы. Для всех типов приводов легковых автомобилей. |
A3/B3 | Масляные решения с длительным сроком службы. Для всех типов приводов легковых автомобилей, подвергающихся интенсивной эксплуатации. |
A3/B4 | Стабильные масляные растворы для высокоскоростных силовых агрегатов. |
A5/B5 | Смазочные материалы с низкой вязкостью при высоких температурах. Имеет высокий уровень снижения трения. Для высокофорсированных силовых установок всех типов. |
Оценка C | |
С1 | Для приводных агрегатов всех типов, оснащенных сажевыми фильтрами, и легковых автомобилей. |
С2 | Для мощных агрегатов с сажевыми фильтрами, устанавливаемых на легковых автомобилях. Растворы, устойчивые к деградации. |
С3 | Смазочный раствор, который является улучшенной рецептурой C2. |
С4 | Высокостойкие масляные растворы, продлевающие срок службы приводных агрегатов. Соответствует стандарту Евро4. |
Класс E | |
Е4 | Масляные решения, снижающие выбросы и обеспечивающие чистоту. Продлевает срок службы компонентов трансмиссии. |
Е6 | Износостойкий масляный раствор с моющими свойствами. |
Е7 | Смазочный раствор, являющийся улучшенной рецептурой E6. Длительный срок службы и повышенная мощность очистки. |
Е9 | Смазка с высокими очищающими и теплоотводящими свойствами. Для высокофорсированных тяжелонагруженных дизельных двигателей с турбонаддувом, оснащенных сажевыми фильтрами и системой рециркуляции отработавших газов. |
Вязкость моторного масла в рабочих температурах
В условиях высокой нагрузки коэффициент трения увеличивается, а температура повышается. Высокие температуры разбавляют масло и уменьшают толщину пленки. Коэффициент трения уменьшается, и масло охлаждается.
Другими словами, температура и толщина пленки изменяются в строго определенных производителем диапазонах. Именно такой режим позволяет маслу хорошо выполнять свою работу.
Сезонность моторных масел
При покупке моторного масла важно помнить, что оно может меняться в зависимости от сезона, в котором оно используется. Здесь выделяются несколько вариантов.
Зимние
Предназначенные для использования при отрицательных температурах, они обладают повышенной текучестью. Такое моторное масло легко определить по букве W. Например, 10W, 15W и так далее.
Не рекомендуется использовать такие смазочные материалы в жаркую погоду из-за отсутствия необходимой защитной пленки.
Кроме того, из-за высокой вязкости невозможно создать необходимое давление в двигателе.
Как классифицируются моторные масла
Производители двигателей выбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий эксплуатации.
Можно использовать неоригинальные моторные масла, но при этом следует обращать внимание на группы сортности и качества, а также на рекомендации производителя. Правильный выбор неоригинального масла, соответствующего всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае поломки двигателя.
SAE
Международно признанной классификацией моторных масел является SAE — градация вязкости в зависимости от температуры окружающей среды двигателя.
При изменении температуры окружающей среды меняется вязкость рабочей жидкости; при низких температурах масло должно сохранять достаточную текучесть для оптимальной работы двигателя, а при высоких температурах оно должно быть достаточно густым для защиты двигателя.
Согласно стандартам SAE, машинные масла делятся на семнадцать классов от 0W до 60W.
Существует восемь зимних классов (первые цифры — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для летней эксплуатации (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).
Первое число дает минимальную минусовую температуру, при которой масло прокачивается через двигатель и обеспечивает безопасный запуск двигателя.
Второе число указывает на вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем выше число, тем плотнее жидкость при высоких температурах.
Деление двух чисел W указывает на всесезонную вязкость моторной жидкости.
Наиболее распространенными в России номиналами вязкости при холодном пуске (первые цифры — температура) являются:
- 0 Вт при температуре ниже -35°C;
- 5 Вт при температуре ниже -30°C;
- 10 Вт до -25°C;
- 15 Вт до -20°C;
- 20 Вт до -15°C.
Наиболее распространенными числами второго показателя, характеризующими максимальную температуру наружного воздуха в России, являются:
- 30 +25°C;
- 40 +30°C до +45°C (в зависимости от первых цифр, при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).
В умеренно холодные зимы и не слишком жаркие годы рекомендуется использовать масло 10W в качестве масла общего назначения, подходящего для многих автомобилей. При очень холодной зиме следует использовать масло 0W или 5W.
Современные двигатели, пробег которых составляет не более 50% от запланированного, нуждаются в масле с низкой вязкостью.
API
По классификации API рабочие жидкости делятся на две категории — «S» для бензиновых двигателей и «C» для дизельных двигателей. Для моторных масел, пригодных как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используется двойное обозначение фракции, например, SF/CH.
Уровень производительности (вторая буква) подразделяется далее по убыванию. Чем ниже по алфавиту находится вторая буква, тем лучше эти машинные масла обеспечивают работу двигателя и снижают потери жидкости.
Классы качества моторного масла для бензиновых двигателей в зависимости от года выпуска:
- SN для двигателей современных автомобилей с высокими классами экологичности и энергоэффективности;
- СМ с 2004 года;
- SL от 2000 года;
- SJ с 1996 года;
- SH с 1993 года.
Масла SN рекомендуются в качестве замены старых масел.
Классы качества жидкости для дизельных двигателей в зависимости от модельного года:
- CJ с 2006 года, чтобы обеспечить максимальную защиту окружающей среды от вредных выбросов;
- CL с 2002 года, на основе экологических стандартов 2002 года и с окончанием PLUS, введенного в 2004 году с повышенными экологическими требованиями 2004 года;
- CH от 1998 года, для высокоскоростной работы с экологическими стандартами 1998 года;
- CG 1995 года, для работы с повышенной нагрузкой и высокой скоростью;
- CF-2 для двигателей без непосредственного впрыска 1994 года, CF-4 1990 года для высокоскоростных двигателей;
- CE с 1993 года для тяжелых условий эксплуатации.
Число 2 или 4, разделенное тире, указывает на двух- или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили имеют четырехтактный двигатель.
Моторные жидкости классов SM и SN подходят для двигателей с турбонаддувом.
ACEA
Классификация ACEA является европейским эквивалентом API.
В последней редакции 2012 года моторные масла подразделяются на:
- A/B для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей;
- C для дизельных и бензиновых двигателей с более высокими экологическими рейтингами и наличием сажевых фильтров и катализаторов;
- E для дизельных двигателей большегрузных автомобилей.
Классы и основные характеристики в соответствии с последней редакцией:
- A1/B1 предназначены для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, увеличенный интервал замены, низкий коэффициент трения;
- A3/B3 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, работающих в тяжелых условиях, увеличенный интервал замены, тяжелые условия эксплуатации, всесезонные характеристики.
- A3/B4 для использования в бензиновых и дизельных двигателях большой мощности, экономия топлива
- A5/B5 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, работающих в тяжелых условиях, с увеличенными интервалами замены и слива;
- C1 и C2 предназначены для высокопроизводительных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами; они обладают низким коэффициентом трения, экономят топливо и продлевают резервы сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов, отличаясь содержанием присадок;
- C3 и C4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами; они отличаются количеством присадок;
- E6 — для дизельных двигателей тяжелых условий эксплуатации коммерческих автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами, увеличенный интервал замены;
- E7 предназначены для дизельных двигателей тяжелого класса коммерческих автомобилей, оборудованных нейтрализаторами рециркуляции, без сажевых фильтров, с увеличенным интервалом замены;
- E9 предназначены для самых современных дизельных двигателей тяжелых условий эксплуатации с жесткими экологическими требованиями, как с сажевыми фильтрами, так и без них, увеличенными интервалами замены масла.
ILSAC
Классификация моторных масел ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования моторных жидкостей для легковых автомобилей, производимых в США и Японии.
Особенности классификации моторных жидкостей ILSAC:
- экономия энергии;
- меньший расход топлива;
- низкая вязкость;
- устойчивость к вспениванию;
- низкая волатильность;
- защита от засорения катализатора благодаря низкому содержанию фосфора.
Степени качества и год введения:
- Устаревший сорт GF-1, соответствующий API SH, по SAE индекс вязкости 0W, 5W, 10W со вторыми цифрами 30, 40, 50, 60;
- GF-2 с 1996 года, сравнимо с PPI SJ, классы вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми номерами 20, 30, 40, 50, 60;
- GF-3 с 2001 года, сравнимо с API SL, отличие от GF-2 и API SJ — улучшенные противоизносные и антиоксидантные свойства и энергосберегающие свойства;
- GF-4 с 2004 года соизмеримо с А РI SM с улучшенными моющими и антиоксидантными свойствами, с индексами SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимо с катализаторами;
- GF-5 2010 года, отличается от GF-4 повышенной энергоэффективностью и противоизносными свойствами, а также совместимостью со всеми системами защиты окружающей среды.
ГОСТ
Классификация машинных масел по ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с изменениями в автомобильной промышленности и требованиями по защите окружающей среды последний пересмотр состоялся в 2015 году.
Классификация машинных масел по ГОСТу в соответствии с международными требованиями
В зависимости от области применения машинные масла делятся на группы от A до E.
Следующий важный пункт программы:
Допуски
На каждой канистре с маслом обязательно должна быть этикетка, на которой указано, что моторное масло сертифицировано производителем автомобиля и допущено к использованию в двигателях.
Смазочный материал, идеально подходящий для одного двигателя, может оказаться губительным для другого — некоторые параметры масла для разных двигателей являются взаимоисключающими.
Например, толщина масляной пленки, которую «смазка» образует на «внутренностях» двигателя, о чем говорилось выше, является самой важной из характеристик моторного масла.
Допуски необходимы в связи с тем, что технологии производства двигателей различаются у разных производителей. Соответственно, материалы для деталей внутреннего двигателя различаются. Здесь в игру вступают всевозможные присадки, содержащиеся в масле, и их взаимодействие с этими материалами.
Важно! Допуск должен быть проверен в технической документации автомобиля. Он должен соблюдаться безоговорочно.
Маркировка допусков для моторных масел отличается для каждого производителя автомобиля.
VAG разрешает использовать сертифицированное масло, имеющее символ VW и комбинацию цифровых кодов для конкретного привода. В автомобили Mercedes можно заливать масло, одобренное компанией MB, с указанием комбинации цифр для данного двигателя. В двигатели Opel можно заливать моторные масла, имеющие сертификат GM-LL-A-025 или GM-LL-B-025 и т.д.
Какое масло можно доливать в мотор?
В процессе эксплуатации автомобиля по разным причинам может произойти снижение уровня смазки, поэтому этот непростой вопрос волнует умы многих автомобилистов. Ответ прост: оптимальный вариант пополнения запасов — смешивать масла одного производителя, имеющие одинаковую основу (минеральное, синтетическое или полусинтетическое соответственно).
Но не рекомендуется разводить в двигателе коктейль из разных видов смазочных материалов, так как каждый продукт имеет уникальный пакет химических присадок.
Читайте также: Как сдать машину в аренду в качестве источника пассивного дохода: полная инструкция
Полезный совет! Для того чтобы максимально точно оценить уровень смазки в двигателе, рекомендуется проводить измерения после полного прогрева двигателя, выждав интервал 10-15 минут.
За это время масло успевает стечь обратно в масляный поддон, и показания на щупе позволяют провести объективную оценку.
Если вы знаете, что двигатель «железного коня» склонен «съедать» смазку, возьмите запас автомобильного масла — вместо 4-литровой канистры купите на литр больше. Таким образом, вы избавите себя от возможных неприятностей, связанных с поиском масла в пути, и защитите привод автомобиля от «поедания» неправильных смазочных материалов.
Удачи на дорогах!