- Устройство катушки зажигания
- Метод проверки электрического сопротивления мультиметром
- Принцип работы
- Обычная катушка зажигания
- Индивидуальная катушка зажигания
- Двухвыводная
- Как проверить катушку зажигания тестером
- Подготовка к проверке
- Какое сопротивление должно быть на катушке зажигания
- Внешний осмотр
- Проверка первичной обмотки
- Установление причин неисправности визуально
- Почему загрязнения мешают искрообразованию
- Как проверить высоковольтную катушку зажигания при помощи профессионального тестирования
- Дефекты катушек, которые не выявляются тестером
- Как провести ремонт
- Снятие модуля
- Особенности замены
- Типы и особенности конструкции катушек зажигания
- Измерение параметров обмоток
- Сопротивление обмоток некоторых моделей
- Причины неисправностей
- Проверка катушки зажигания осциллографом
- Замена
- Как проверить катушку зажигания мультиметром: снять и прозвонить тестером – признаки неисправности и какое сопротивление должно быть
- Катушка зажигания
- Для чего нужна
- Виды
- Где находится
- Как проверить катушку зажигания тестером
- Подготовка к проверке
- Какое сопротивление должно быть на катушке зажигания
- Внешний осмотр
- Проверка первичной обмотки
- Проверка вторичной обмотки
Устройство катушки зажигания
Катушка зажигания представляет собой импульсно-управляемый повышающий трансформатор.
Именно он обеспечивает преобразование низкого напряжения, поступающего от аккумулятора или генератора переменного тока, в высоковольтный импульс.
Эти импульсы вызывают искру между электродами свечи зажигания, которая воспламеняет зажигательную смесь в цилиндрах. Как и любой трансформатор, катушка состоит из двух обмоток (первичной и вторичной), магнитопровода и корпуса.
Модуль, с другой стороны, немного сложнее по конструкции и состоит из двух катушек и коммутатора, но принцип его работы идентичен принципу работы катушки.
Метод проверки электрического сопротивления мультиметром
Этот метод требует использования мультиметра (тестера), который действует как омметр. Следует использовать современный цифровой мультиметр.
Перед началом измерений убедитесь, что мультиметр находится в рабочем состоянии:
- Если зонды открыты, отображается один из них;
- При коротком замыкании щупов относительно друг друга на дисплее отображается 00,0 в диапазоне измерения высокого сопротивления и не более 0,5 Ом при переключении на диапазон 200 Ом.
Затем, при выключенном двигателе и выключенном зажигании, снимите катушку и найдите контакты первичной и вторичной обмоток на катушке. Следующий шаг — измерение сопротивления.
Для первичной обмотки, концы которой подведены к клеммам катушки, измеренное значение не превышает 5 Ом (точное значение, которое отличается для разных марок автомобилей, можно найти в техническом руководстве).
Для вторичной обмотки, концы которой подключены к клемме высоковольтного провода и положительной клемме, сопротивление варьируется от 5 до 17 Ом в зависимости от модели катушки.
Превышение этих пределов с высокой степенью уверенности указывает на неисправность катушки:
- Меньшее значение сопротивления указывает на короткое замыкание из-за дефекта изоляции;
- Высокое показание (до бесконечности) интерпретируется как обрыв в проводе обмотки.
При проверке вторичной обмотки необходимо также учитывать следующее:
- Измерения проводятся с соблюдением полярности, т.е. черный щуп должен быть подключен к земле;
- В случае четырехэлементных катушек измерение должно проводиться на всех клеммах
Принцип работы
Катушка зажигания работает по принципу повышающего трансформатора, где небольшое напряжение в 12 вольт преобразуется в несколько тысяч вольт.
Преобразование напряжения происходит благодаря двум упомянутым ранее обмоткам — первичной и вторичной. Первый создает пониженное U, второй — повышенное U.
В зависимости от типа устройства, расположение обмоток и их конструкция различаются.
Принцип действия:
- Выключатель замыкает электрическую цепь, и на первичную обмотку подается напряжение. Это создает магнитное поле в катушке.
- Когда цепь разомкнута, магнитное поле исчезает, но, проходя через вторичную обмотку, оно создает в ней высокое напряжение.
Принцип работы катушки зажигания показан на видео.
Типы катушек:
- Регулярно.
- Одиночная катушка.
- Двойная катушка.
Обычная катушка зажигания
Здесь первичная катушка представляет собой металлический сердечник (для увеличения магнитного поля), вокруг которого намотано 150 витков тонкого изолированного медного провода, концы которого намотаны на корпус.
Высоковольтная вторичная обмотка представляет собой тонкий изолированный медный провод, намотанный вокруг металлического сердечника до 50 000 витков.
Вторичная обмотка и первичная обмотка соединены минусовыми проводами. Плюсовой провод высоковольтной обмотки выводится на экран и подключается к специальной клемме.
Некоторые модели катушек зажигания поставляются с трансформаторным маслом в качестве изолятора и для охлаждения.
Индивидуальная катушка зажигания
Они сложнее обычной катушки зажигания и устанавливаются на двигатели с электронным впрыском.
Конструктивно они тоже имеют две обмотки, которые отличаются не только количеством витков и толщиной провода, но и порядком обратной намотки.
В первичной обмотке сердечник расположен внутри, как обычно, а во вторичной обмотке — снаружи. Также во вторичную обмотку встроен диод для отсечки очень высоких напряжений.
Кроме того, благодаря особенностям конструкции, высокое напряжение теперь можно было подключать не к распределителю, как в случае с обычной катушкой, а непосредственно к свечам зажигания.
Двухвыводная
Эта катушка зажигания подает напряжение на свечи зажигания двух цилиндров одновременно, т.е. в четырехцилиндровом двигателе их две и они соединены в один блок, который по сути является четырехпроводной катушкой.
Как проверить катушку зажигания тестером
Проверка катушки зажигания — это длительный процесс, состоящий из внешнего осмотра и испытаний с помощью измерительных приборов. Катушки обычно проверяются на специальных станциях в сервисных мастерских или у дилеров.
Если измерения должны проводиться в жестких условиях, обычно используется мультиметр — универсальный прибор с широким набором функций.
Катушка зажигания находится в коммутаторе, поэтому для ее проверки необходимо отстегнуть защелку и отсоединить провода от коммутатора. Затем вы берете мультиметр и делаете на нем необходимые настройки для проведения проверки напряжения. Теперь следует прикрепить один из проводов к выводу катушки, а другой — к кузову автомобиля.
Результатом этого измерения должно быть показание 12 вольт. Если машина имеет неисправность в электронной системе управления или в цепи электрического выключателя, мультиметр должен показывать 0 В.
Подготовка к проверке
Прежде чем приступить к фактическому тестированию катушек, необходимо провести небольшую подготовку. Вам следует взять мультиметр (прибор, способный измерять напряжение и электрическое сопротивление) и изучить руководство пользователя вашего автомобиля.
На разных автомобилях могут быть установлены разные типы катушек, значения для конкретного автомобиля указаны в паспорте. Если автомобиль был приобретен на рынке подержанных автомобилей, стоит попытаться найти необходимые данные в Интернете.
Чтобы проверить катушку зажигания, вам понадобится мультиметр с возможностью измерения сопротивления и напряжения
Показания, которые вы должны искать в книге, — это сопротивление первичной и вторичной катушек.
Если их невозможно найти в руководстве, лучше использовать усредненные данные, описанные в статье, в качестве руководства во время испытания.
Какое сопротивление должно быть на катушке зажигания
Для определения напряжения циферблат измерительного прибора устанавливается на 200 Ом. Затем измеряется сопротивление первичной катушки. Контакты подаются на клеммы «+» и «К».
Для хорошей катушки нормальными считаются значения от 0,2 до 3 Ом. Точные цифры могут отличаться в зависимости от конкретного типа катушки и точности показаний мультиметра. Контакты ‘+’ и ‘K’ обеспечивают считывание показаний в любых ситуациях.
Для первичной обмотки приемлемым считается сопротивление от 0,4 до 2 Ом.
Теперь прибор установлен на настройку 20 кОм. В этом положении измерьте сопротивление между «K» и центральным проводником высоковольтного кабеля. Для этого вставьте штифт в контактную площадку (из меди) внутри круглого отверстия установки высоковольтного питания. Показания измерительного прибора рабочей катушки покажут от 2 до 4 кОм.
Внешний осмотр
В целом, внешний вид катушек отличается у каждой модели, но основные части — коробку, контакты, крышку и центральный зажим — можно найти на каждой катушке. При визуальном осмотре достаточно внимательно осмотреть катушку, чтобы определить ее состояние. Если на поверхности имеются небольшие трещины, зазубрины или царапины, катушка неисправна.
Внешний корпус устройства изготовлен из эбонита, который не способен проводить электричество. Поэтому неисправность этой части обычно объясняется внутренними дефектами.
Проверка первичной обмотки
Для проведения испытания мультиметр настраивается на измерение электрического сопротивления. Затем контакты подключаются к проводам со знаками плюс и минус на катушке зажигания.
Диаграмма для проверки первичной и вторичной обмоток катушки зажигания
Если в конце проверки мультиметр показывает на дисплее от 0,4 до 2 Ом, катушка в порядке и функционирует правильно. Если показания отличаются от приведенных выше, обмотка катушки разомкнута.
Установление причин неисправности визуально
Омметр диагностирует только обрыв или короткое замыкание в обмотке. Закороченная обмотка будет едва заметна при измерении сопротивления из-за низкого сопротивления одной обмотки и результирующего небольшого изменения общего сопротивления при замыкании между обмотками.
Почему загрязнения мешают искрообразованию
Катушка зажигания, как и любой другой трансформатор, повышающий напряжение электрического импульса, снижает его интенсивность. Загрязнение изоляторов катушки и свечи зажигания маслом и сажей проводит ток, поэтому его можно представить в виде резистора, подключенного параллельно искровому промежутку и шунту.
Протекающий через этот шунт ток от грязи и влаги значительно снижает электрический импульс, подаваемый на свечу зажигания. Поэтому импульсное напряжение на электродах свечи зажигания также снижается и оказывается недостаточным для надежного разрушения межэлектродного зазора.
Четких причин отказа катушки зажигания не существует. Он должен прослужить не менее 60-80 000 км. Катушка может прослужить гораздо дольше заявленного производителем срока или гораздо меньше.
Наибольшее значение имеет продолжительность эксплуатации автомобиля и условия, в которых он использовался.
Основные признаки, указывающие на проблему в системе зажигания, а именно в катушке
- двигатель не запускается, даже если аккумулятор заряжен и стартер срабатывает;
- двигатель работает нестабильно, «хрустит». Это особенно заметно на тахометре;
- при резком нажатии на педаль акселератора двигатель начинает захлебываться, ощущается значительное снижение оборотов двигателя;
- во влажных или дождливых условиях двигатель работает неравномерно, а дроссельная заслонка становится тяжелее;
- в холодную погоду, пока двигатель не прогрелся, вы заметили, что двигатель работает нестабильно и неустойчиво; после прогрева симптомы не исчезают, но становятся менее заметными;
- при неустойчивой работе двигателя на приборной панели загорается лампочка Check Engine, которая при диагностике указывает на проблемы с катушкой зажигания;
- после ускорения при переключении передач ощущается крен;
- во время движения при нажатии на педаль акселератора ощущается рывок;
- Во время вождения возникает ощущение, что кто-то сдерживает машину, не давая ей разогнаться и набрать нужную скорость.
Независимо от того, какая катушка зажигания установлена на автомобиле, любую диагностику следует начинать с визуального осмотра.
- Следует проверить корпус катушки и контакты. Убедитесь, что корпус катушки находится в хорошем состоянии, без трещин, сколов, черных пятен или участков частичного прогорания. Необходимо очистить корпус, чтобы убедиться в отсутствии признаков утечки масла или протечек в корпусе. Если обнаружен любой из этих дефектов, дальнейшая диагностика не требуется. Катушка зажигания не подлежит ремонту. Его можно только заменить.
- Далее необходимо проверить состояние контактов. Окисленные клеммы должны быть очищены и восстановлены до нормального рабочего состояния. Плохой контакт влияет на правильную работу двигателя и приводит к выходу из строя катушки зажигания.
Управление этим модулем осуществляется с электронного блока, который собирает и анализирует информацию от отдельных компонентов двигателя. В отличие от обычной катушки зажигания, она имеет четыре гнезда для подключения высоковольтных проводов к свечам зажигания.
Модуль зажигания имеет разъем с четырьмя клеммами. Обычно они обозначены рядом с большинством моделей. На контакты A и B поступают чередующиеся импульсы от датчика Холла, которые служат сигналом для переключения коммутатора с одной первичной обмотки на другую. C и D — земля и питание (12 В) соответственно.
Слабым местом катушек и модулей зажигания является вторичная катушка, которая генерирует высоковольтный импульс. На него может повлиять сломанная или вышедшая из строя обмотка. Это может быть вызвано следующими факторами:
- Использование неподходящих или неправильных свечей зажигания;
- Работа с неисправными высоковольтными проводами свечей зажигания;
- Частые попытки проверить свечи зажигания.
Часто модуль выходит из строя при повреждении заводской пайки выводов к компонентам коммутатора. Это происходит из-за вибрации. Также неисправные катушки могут быть вызваны банальным нарушением контакта во входящем разъеме.
Крайне редко две встроенные катушки выходят из строя одновременно, поэтому двигатель с неисправным блоком имеет больше шансов запуститься. Однако даже неопытный водитель сразу заподозрит неладное. Неисправность проявляется следующим образом:
- Неустойчивый (плавающий) холостой ход;
- Двигатель с трудом разгоняется;
- Характерный шум двигателя (пульсирующий);
- Подергивание при ускорении (в движении).
Эксплуатация автомобиля с такой неисправностью возможна (поездка на СТО или в сервисный центр), но нежелательна без крайней необходимости.
Ряд других неисправностей зажигания или подачи топлива может вызывать аналогичные симптомы нестабильной работы двигателя. Для того чтобы отличить возможные неисправности, необходимо проверить исправность аппарата зажигания. Также не лишним будет проверить контакты проводов, идущих к аппарату, и их целостность.
Основной метод проверки включает в себя использование мультиметра. Для этого необходимо определить сопротивление вторичных обмоток катушек, встроенных в модуль зажигания. Метод прост и не требует дополнительных навыков. Запрещается снимать устройство для проверки. Испытание проводится при выключенном двигателе.
- Высоковольтные провода отсоединяются от гнезд модуля.
- Переключатель тестера установлен на 20 кОм.
- Штырьки мультиметра последовательно помещаются в углубления соответствующих пар контактов (1 и 4, 2 и 3).
- Если вторичная обмотка не повреждена, показания в обоих случаях будут одинаковыми. Обычно сопротивление должно быть около 5,4 кОм (некоторые модели имеют другие значения, что следует пояснить). Если сопротивление значительно выше, то обмотка разомкнута. Если сопротивление значительно ниже, то происходит пробой. Катушка неисправна и не подлежит ремонту.
Как проверить высоковольтную катушку зажигания при помощи профессионального тестирования
Профессиональное оборудование необходимо. Лучшим вариантом является специальный стенд, позволяющий тестировать катушки зажигания. Он предоставляет следующую возможность — позволяет устанавливать различные скорости вращения валов. То есть, он позволяет моделировать определенный тип операций.
Важно: При выполнении этого процесса необходимо соблюдать следующие правила: искра должна присутствовать во всех режимах работы.
При проверке катушки зажигания убедитесь, что этот источник питания подключен правильно. Если этого не сделать, тест может показать неверные результаты. Это означает, что вы неправильно диагностируете неисправность и ее степень.
Важно: Проведение этой проверки дает вам 100-процентную гарантию того, что кабель не поврежден и вы можете продолжать работу.
Дефекты катушек, которые не выявляются тестером
Помимо проблем с обмоткой, которые можно обнаружить с помощью мультиметра, существуют и другие неисправности, которые невозможно обнаружить с помощью этого прибора. Большинство из них можно обнаружить при внешнем визуальном осмотре.
Среди них можно обнаружить повреждения контактов и утечку масла, вызванные сильными вибрациями. Простой перегрев катушки может указывать на утечку.
Независимо от обнаруженной неисправности, катушка не будет отремонтирована. Единственное, что можно сделать, это заменить деталь на новую.
Как провести ремонт
После обнаружения неисправности необходимо удалить неисправную катушку. Для выполнения работ потребуется набор гаечных ключей.
После установки нового модуля проверяется работа двигателя и не требуется дополнительных настроек зажигания.
Снятие модуля
Чтобы извлечь неисправный блок, необходимо:
- Отсоедините аккумулятор от бортовой сети и снимите корпус воздушного фильтра.
- Отсоедините высоковольтные кабели и жгут проводов.
- Открутите 3 гайки, крепящие узел к монтажной пластине.
Особенности замены
Катушка может быть установлена без использования специальных инструментов. Система зажигания двигателей с инжекторами не требует регулировки. Положение дроссельной заслонки регулируется на холостом ходу и на максимальной передаче.
В случае возникновения помех следует проверить датчик положения коленчатого вала и совместить его с метками на внешнем шкиве привода силового агрегата.
Типы и особенности конструкции катушек зажигания
Функциональность катушки зажигания определяет возможность запуска всего двигателя. В зависимости от технических характеристик современные автомобили могут быть оснащены бесконтактными, контактными и электронными версиями. Напряжение, преобразованное катушкой зажигания в модуле зажигания, используется для воспламенения горючей смеси.
Модули зажигания делятся на три типа в зависимости от их конструкции:
- отдельных устройств,
- классика,
- близнец.
В целом, конструкция всех модулей зажигания схожа, но есть и некоторые различия. Например, отдельные модули устанавливаются отдельно на каждую свечу зажигания. Основным компонентом является стальная проволока, которая принимает напряжение, и вторичная цепь, которая используется для преобразования тока.
Первичная обмотка встроена во вторичный преобразователь и снабжена специальным сердечником, который установлен внутри.
Схема подключения короткого замыкания к распределителю, свечам зажигания и коммутатору
Что касается классического короткого замыкания, то в этом случае вторичная обмотка устанавливается внутри первичной и каждая имеет два вывода. Напряжение от бортовой сети подается на первичную обмотку, а вторичная обмотка имеет один высоковольтный выход, который напрямую соединен с первичной обмоткой.
Как правило, такая конструкция устанавливается в герметичном корпусе, имеющем клеммы сверху.
В сдвоенных конструкциях используются два сердечника, один из которых находится внутри обмотки и считается внутренним, а внешний сердечник устанавливается непосредственно над ней. Сдвоенные устройства используют по два провода для высоковольтного импульса. Каждый из них генерирует напряжение для двух цилиндров двигателя одновременно.
Все три типа короткого замыкания имеют сопротивление, и оно может варьироваться в зависимости от модели и типа устройства. Если значение сопротивления отличается от стандартного, вероятно, короткое замыкание работает неправильно.
Мультиметр, подключенный к короткому замыканию для проверки
Измерение параметров обмоток
Чтобы измерить сопротивление первичной обмотки мультиметром, переключите его в режим омметра и установите наименьший предел измерения (как пользоваться мультиметром). Затем замкните щупы прибора вместе и, если конструкция прибора позволяет, установите омметр на ноль.
Если это не так, сохраните показания, а затем вычтите их из результатов измерений. Для измерения сопротивления вторичной обмотки измеритель устанавливается на предел измерения 100 кОм, обнуляется или запоминается при замкнутых щупах.
В случае одиночных катушек для измерения сопротивления первичной обмотки щупы следует подключить к контактам низковольтного разъема под номерами 1 и 3 (крайние). Для общих катушек подключите щупы к двум клеммам низкого напряжения (B и K или + и -).
Для измерения сопротивления вторичной обмотки общей катушки с одним выходом подключите щупы омметра к выходу высокого напряжения и к клемме + или -. Для проведения одинаковых измерений на общей катушке с двумя высоковольтными выходами щупы омметра должны быть подключены к обоим высоковольтным выходам.
Для измерения сопротивления вторичной обмотки одной катушки щупы омметра необходимо подключить к выходу высокого напряжения и к центральному контакту разъема.
Зачем проверять сопротивление. Проверка сопротивления обмотки позволяет обнаружить межвитковое замыкание или обрыв провода. В случае межвиткового замыкания сопротивление обмотки будет несколько ниже, чем у исправной обмотки. Если обмотка разомкнута, прибор покажет бесконечно высокое сопротивление.
Сопротивление обмоток некоторых моделей
- Б 114 Б (для ЗИЛ 431410, ГАЗ 3102): первичка имеет 0,38 Ом, вторичка 19,9 кОм;
- Б116-01 (для ГАЗ 31029): первичная обмотка — 0,65 Ом, вторичная — 18,7 кОм;
- 3705 (для «Таврии»): первичная — 0,38 Ом, вторичная — 4,3 кОм;
- 3705 (для «Оки»): первичка — 0,49 Ом, вторичка — 6 кОм;
- 3705 (изготовлен в Болгарии для ВАЗ 2108): первичная обмотка — 0,43 Ом, вторичная — 5,25 кОм;
- 2108-37050-10 (изготовлен в Италии для ВАЗ 2108): первичка — 0,65 Ом, вторичка — 18,7 кОм;
- B 115 В (для Москвича): первичка — 2,3 Ом, вторичка — 6,3 кОм;
Эти данные не усредняются. Они были получены редакторами выпуска Behind the Wheel путем измерения сопротивления обмотки рабочих экземпляров некоторых моделей.
Причины неисправностей
Катушки зажигания относятся к надежным устройствам, а основными причинами их выхода из строя можно считать: пробой изоляции, предельный срок.
Другие причины, по которым устройство может выйти из строя, перечислены ниже.
1. старение и механические повреждения. | В процессе эксплуатации материалы катушки зажигания теряют свою прочность, начинают трескаться и разрушаться, на устройство также могут воздействовать различные жидкости (масло, зола и т.д.), что негативно сказывается на сроке службы. Единственное возможное решение — замена. |
2. 2) Повреждение или окисление контактного соединения. | Влага под капотом, влажный климат, грязь, неправильная мойка двигателя или автомобиля могут повлиять на состояние контактов и быстро окислить их. |
3. вибрация. | Отдельные катушки зажигания автомобилей с электронным впрыском очень чувствительны к вибрациям. Например, если двигатель заглохнет или одна из стоек выйдет из строя, он сильно вибрирует. Кроме того, очень плохие дороги, которые здесь не редкость, могут вызвать сильную тряску и повлиять на состояние катушек. |
4 Перегрев. | Это также влияет на отдельные катушки, расположенные вблизи головки блока цилиндров, где температура наиболее высока. В предполагаемом диапазоне температур двигателя ничего не произойдет, но если двигатель перегревается в результате плохого качества охлаждающей жидкости или по другим причинам, это негативно скажется на катушке зажигания в целом. |
Проверка катушки зажигания осциллографом
Катушка зажигания может давать искру, но параметры не будут соответствовать требуемым значениям. Неисправную катушку зажигания лучше всего определить с помощью осциллографа. В современных инжекторных двигателях сигнал берется со штекера, который идет на катушки.
Для проверки высоковольтного сигнала дополнительно требуется индуктивный или емкостной пробник, в то время как щупы осциллографа подключаются непосредственно к месту повреждения.
Замена
Отдельные катушки зажигания следует заменять на аналогичные модели, иначе могут возникнуть проблемы с моментом зажигания. Также рекомендуется устанавливать двойные и общие катушки зажигания в соответствии со справочными данными и каталогами оборудования, тем более что типоразмеров катушек зажигания не так много.
Опытные электрики часто заменяют катушки зажигания в импортных автомобилях на отечественные катушки «Жигулей», и довольно успешно. На эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет.
Заводская катушка от Lada в два-три раза дешевле, чем катушка от подержанного автомобиля или китайская катушка. Если у вас возникла проблема с катушкой зажигания, вы можете поискать замену в Интернете. В большинстве случаев, однако, вам придется заново подключить разъем к катушке. Лучше всего доверить это специалисту.
Чтобы катушка зажигания служила дольше, соблюдайте следующие правила
- протирайте высоковольтные провода через регулярные промежутки времени (предпочтительно в начале сезона);
- не допускайте попадания влаги или маслянистых жидкостей на катушку;
- проверьте качество разъемов катушки; они не должны искрить или нагреваться;
- регулярно заменяйте свечи зажигания;
- должны быть прочно установлены в исходное положение и не должны быть хлипкими;
- при малейшем подозрении на повреждение катушки зажигания (перескок зажигания и т.д.) немедленно проверьте ее.
Помните, что поврежденная катушка зажигания приводит к неравномерной работе, повышенным нагрузкам, механическим вибрациям, что в конечном итоге сокращает срок службы двигателя.
Видео — Катушка зажигания ВАЗ и ее возможные неисправности:
Как проверить катушку зажигания мультиметром: снять и прозвонить тестером – признаки неисправности и какое сопротивление должно быть
Катушка зажигания является одним из основных компонентов системы зажигания. В некоторых ситуациях после остановки двигателя из-за неисправной катушки автомобиль вообще перестает двигаться. Поэтому каждый автомобилист должен точно знать, как проверить катушку зажигания с помощью мультиметра.
Катушка зажигания
Для того чтобы эффективно проверить катушку, необходимо точно знать, что она делает, как работает и где именно она расположена в автомобиле.
Для чего нужна
Основная задача катушки зажигания — преобразовать низковольтный импульс, который выходит из коммутатора, переключателя или контроллера двигателя, в высоковольтный импульс, который дает искру свечи зажигания.
Внутри свечи зажигания находится одно-, двух- или трехлепестковый электрический пробойный промежуток. Зазор внутри него может составлять от 0,4 до 1,1 мм, и на него влияют характеристики двигателя. Установлено, что для образования искры между проводящими материалами в воздухе должен возникнуть импульс напряжением не менее 6 кВ на 1 мм свободного пространства.
Общий вид автомобильной катушки зажигания
Оказывается, что импульс, генерируемый катушкой, должен быть не менее 10 кВ, чтобы зажигание работало правильно. Если принять во внимание снижение напряжения при ограниченном сопротивлении и наличие высоковольтных проводов зажигания, то наиболее распространенным выбором является электромагнитное импульсное напряжение от 12 до 20 кВ.
Важно: Импульс напряжения, исходящий от катушки зажигания, может привести к серьезному поражению электрическим током.
Это особенно опасно для людей с больным сердцем. Это часто приводит к нарушению сердечного ритма. Однако обычные резиновые перчатки не могут защитить от токов, так как они способны выдержать только 6,3 кВ.
Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при прикосновении к катушкам зажигания. Даже если необходимо измерить сопротивление первичной обмотки, через нее пропускается ток мультиметра, что вызывает преобразование импульса во вторичную обмотку.
Катушка представляет собой трансформатор, повышающий напряжение. Он способен преобразовать значение 12 В в несколько кВ. Конструкция шпули содержит первичную обмотку и вторичную обмотку с низким и высоким напряжением соответственно. Однако тип обмотки и распределение скорости отличаются (это связано с использованием различных типов катушек).
Первичная обмотка общей катушки имеет от 100 до 150 витков. Он изготовлен из изолированной меди, а его концы соединены с корпусом.
Вторичная обмотка имеет от 30 000 до 50 000 витков (это зависит от конкретной модели), и используется гораздо более тонкий шнур. «Минусы» вторичной и первичной обмоток соединены, а «плюс» выходит на клемму на крышке.
Именно этим методом и достигается результирующее высокое напряжение.
Конструкция общей катушки зажигания
Для увеличения магнитного поля катушки наматываются на металлический сердечник. Чтобы предотвратить перегрев проводников, его иногда заполняют трансформаторным маслом, которое также обладает изоляционными свойствами. Одна катушка зажигания также имеет две обмотки, но они намотаны в противоположных направлениях. Первичный содержит внутреннее ядро, а вторичный — внешнее.
Индивидуальные катушки используются в автомобилях с электронным зажиганием и поэтому являются более сложными. Для разряда тока используется специальный диод, а генерируемое напряжение направляется непосредственно на свечи зажигания. Эта технология является результатом изобретения конструкции изолированного корпуса, стержня и пружины.
При использовании двойной катушки напряжение подается на два цилиндра одновременно. Чаще всего такие катушки объединяются в одну коробку, которая представляет собой четырехпроводную катушку зажигания. При проверке любого типа катушек в первую очередь проверяется сопротивление обмотки.
Хорошая первичная обмотка имеет сопротивление от 0,5 до 3,5, а вторичная обмотка — от 6 до 15 кОм. Показатели немного варьируются от модели к модели, поэтому за точной информацией лучше всего обратиться к техническому руководству вашего автомобиля.
Проверка катушек осуществляется с помощью специальных инструментов.
Виды
Существует несколько основных типов катушек, которые используются в автомобилях:
- Общие сведения. Используется в контактных, бесконтактных и электронных системах зажигания.
- Двойные (или созданные для шестицилиндровых двигателей). Используется для одновременной работы цилиндров в одной фазе.
- Индивидуально для каждого цилиндра. Используется в сочетании с усилителем зажигания для электронной системы прямого зажигания.
Где находится
Катушку зажигания в старых автомобилях легко найти. Он расположен рядом с проводом зажигания центрального распределителя. Отдельные катушки расположены над свечами зажигания в цилиндрах. На автомобилях с V-образным двигателем, чтобы найти катушку, необходимо вытащить впускной коллектор и некоторые детали двигателя.
Двойные катушки легко обнаружить на барьере зазора под капотом. В некоторых ситуациях производители размещают их в более труднодоступных местах.
Например, на многих автомобилях Rover серии 200 катушка расположена под впускным коллектором, между салоном и двигателем. Если вам необходимо проверить установку, вам придется пройти через разъем приборной панели автомобиля.
На автомобилях, выпускаемых заводом ГАЗ, катушки иногда устанавливаются в головке блока двигателя.
Важно: На некоторых машинах все шпульки соединены в одну коробку, которую нельзя снять. Поэтому при поломке одной шпульки приходится заменять всю коробку, что обходится гораздо дороже.
Основными признаками, которые могут указывать на неисправность шпульной кассеты, являются:
- Заглохание двигателя во время движения, особенно на мокрой дороге;
- Невозможность запустить двигатель, нет искры;
- Пропуски зажигания в отдельных цилиндрах (обнаружены при компьютерной диагностике);
- Сложности с запуском двигателя, не прошедшего предварительный прогрев, в холодную погоду;
- Отсутствие сцепления с дорогой при нажатии на педаль акселератора;
- Появление дефектов внешней поверхности катушки, обесцвечивание;
- Перегрев катушки.
Основным симптомом неисправности катушки зажигания является невозможность запуска двигателя
Перечень причин неисправности:
- Если во время сервисного обслуживания кабели были заменены на нестандартные;
- Износ с течением времени;
- Перегрев катушки;
- Физическое повреждение катушки;
- Межвитковый пробой (при измерении катушка вроде бы работает, но амплитуда импульсов на вторичной обмотке снижена);
- Непреднамеренный скачок напряжения в батарее;
- Подключение другой свечи зажигания (с большим или меньшим зазором);
- Большие колебания температуры (например, если на поверхность катушки пролита жидкость);
- Короткие замыкания;
- Иней на высоковольтных проводах.
Как проверить катушку зажигания тестером
Проверка катушки зажигания — это трудоемкий процесс, состоящий из внешнего осмотра и проверки с помощью измерительных приборов. Катушки обычно проверяются на специальных станциях в сервисных мастерских или у дилеров. Если измерения должны проводиться в жестких условиях, обычно используется мультиметр — универсальный прибор с широким набором функций.
Катушка зажигания находится в коммутаторе, поэтому для ее проверки необходимо отогнуть защелку и отсоединить провода от коммутатора. Затем возьмите мультиметр и сделайте на нем необходимые настройки, чтобы провести проверку напряжения. Теперь следует прикрепить один из проводов к выводу катушки, а другой — к кузову автомобиля.
Результатом этого измерения должно быть показание 12 вольт. Если машина имеет неисправность в электронной системе управления или в цепи электрического выключателя, мультиметр должен показывать 0 В.
Подготовка к проверке
Прежде чем приступить к фактическому тестированию катушек, необходимо провести небольшую подготовку. Вам следует взять мультиметр (прибор, способный измерять напряжение и электрическое сопротивление) и изучить руководство пользователя вашего автомобиля.
На разных автомобилях могут быть установлены разные типы катушек, значения для конкретного автомобиля указаны в паспорте.
Если автомобиль был приобретен на рынке подержанных автомобилей, стоит попытаться найти необходимые данные в Интернете.
Чтобы проверить катушку зажигания, вам понадобится мультиметр с возможностью измерения сопротивления и напряжения
Показания, которые вы должны искать в книге, — это сопротивление первичной и вторичной катушек. Если их невозможно найти в руководстве, лучше использовать усредненные данные, описанные в статье, в качестве руководства во время испытания.
Какое сопротивление должно быть на катушке зажигания
Для определения напряжения циферблат измерительного прибора устанавливается на 200 Ом. Затем измеряется сопротивление первичной катушки. Контакты подаются на клеммы «+» и «К».
Для хорошей катушки нормальными считаются значения от 0,2 до 3 Ом. Точные цифры могут отличаться в зависимости от конкретного типа катушки и точности показаний мультиметра. Контакты ‘+’ и ‘K’ обеспечивают считывание показаний в любых ситуациях.
Для первичной обмотки приемлемым считается сопротивление от 0,4 до 2 Ом.
Теперь прибор установлен на настройку 20 кОм. В этом положении измерьте сопротивление между «K» и центральным проводником высоковольтного кабеля. Для этого вставьте штифт в контактную площадку (из меди) внутри круглого отверстия установки высоковольтного питания. Показания измерительного прибора рабочей катушки покажут от 2 до 4 кОм.
Внешний осмотр
В целом, внешний вид катушек отличается у каждой модели, но основные части — коробку, контакты, крышку и центральный зажим — можно найти на каждой катушке.
При визуальном осмотре достаточно внимательно осмотреть катушку, чтобы определить ее состояние. Если на поверхности имеются небольшие трещины, зазубрины или царапины, катушка неисправна.
Внешний корпус устройства изготовлен из эбонита, который не способен проводить электричество. Поэтому неисправность этой части обычно объясняется внутренними дефектами.
Проверка первичной обмотки
Для проведения испытания мультиметр настраивается на измерение электрического сопротивления. Затем контакты подключаются к проводам со знаками плюс и минус на катушке зажигания.
Диаграмма для проверки первичной и вторичной обмоток катушки зажигания
Если в конце проверки мультиметр показывает на дисплее от 0,4 до 2 Ом, катушка в порядке и функционирует правильно. Если показания отличаются от приведенных выше, обмотка катушки разомкнута.
Проверка вторичной обмотки
Для измерения мультиметр также должен быть установлен в положение измерения сопротивления (Ω). Теперь подключите один контакт измерительного прибора к выводу катушки со знаком плюс или минус, а другой контакт подключите к выводу, выходящему из центральной клеммы.
Если по окончании теста цифры на дисплее находятся в пределах от 6 до 8 кОм, это означает, что обмотка большинства катушек, используемых в современном машиностроении, работает правильно.
При тестировании некоторых типов катушек значения иногда могут подниматься до 15 кОм, но это также считается признаком того, что деталь работает правильно. Чтобы узнать идеальные номера для конкретных катушек, лучше всего обратиться к техническому руководству автомобиля.
Если мультиметр показывает значения, достаточно сильно отличающиеся от указанных в руководстве, возможно, имеет место неисправность обмотки.
Автомобилист должен знать, что оба типа катушек являются деталями автомобиля, не подлежащими ремонту. Поэтому при возникновении неисправности следует приобрести новые катушки.
Читайте также: Зажигание раннее или позднее, способы регулировки зажигания на автомобиле
Если владелец автомобиля не уверен или не может определить точное расположение катушки в автомобиле, можно попросить помочь родственников и друзей с мультиметром. В противном случае вам необходимо обратиться за консультацией в сервисный центр.
Однако сегодня в интернете можно найти много информации (картинок и видео), с помощью которой каждый может выполнить эту задачу.
Поэтому не бойтесь проверять катушки! Как только вы выполните эту процедуру, станет ясно, что в ней нет ничего сложного.