- Определение раннего и позднего зажигания
- Если зажигание выставлено неправильно
- По признакам раннее зажигания можно определить по следующим пунктам:
- Признаки позднего зажигания:
- Вкратце о работе зажигания
- Метод настройки с применением стробоскопа
- Дизельный автомобиль
- Как выставить угол опережения зажигания своими руками
- Настройка стробоскопом
- Как выставить зажигание контрольной лампочкой
- Принцип работы системы зажигания
- Последствия неправильно выставленного угла зажигания
- Стробоскоп, для чего используют
- Определение момента зажигания
- Как проверить момент зажигания?
- Проблемы с УОЗ на инжекторном двигателе
- Другие методы выставления зажигания
- Метод на слух
- Метод искры
- Для точности диагностики, надо:
- Последствия езды с неправильными настройками
- Важность правильной регулировки зажигания
- Принцип работы зажигания
- Что нужно крутить в трамблере, для регулировки опережения зажигания.
- Как определить раннее или позднее зажигание у автомобиля?
- Вкратце о работе зажигания
- Как проявляется раннее искрообразование?
- Момент зажигания запаздывает
- Последствия езды с неправильными настройками
- Рекомендации по регулировке
- Если авто на газу
- Другие способы настройки и проверка зажигания на автомобиле
Определение раннего и позднего зажигания
Слишком раннее или слишком позднее зажигание может привести к тому, что двигатель перестанет работать должным образом. Для того чтобы двигатель мог гарантировать определенную выходную мощность, в момент сжатия энергии без воздуха в цилиндре (особенно в случае дизельных двигателей) должна подаваться искра, чтобы она могла быть использована с максимальной эффективностью.
Если искра не зажигается в нужное время, смесь воспламеняется слишком поздно (в результате чего энергия уходит через выхлопные трубы) или слишком рано (в этом случае часть энергии работает против движения поршня).
Автовладельцам необходимо научиться распознавать возгорания и избегать их. Теперь стоит перейти к подробному обсуждению каждого процесса.
Предварительное зажигание характеризуется тем, что процесс сгорания в двигателе заканчивается до того, как поршень достигнет определенной точки. Площадь замкнутого контура считается эквивалентной отрицательной работе.
Это объясняется следующим фактом: при сжатии газа затрачиваются большие силы, чем при расширении. Явные признаки раннего возгорания наблюдаются, если:
- Появляется металлический, резонирующий шум, который возникает не только в цилиндре, но и в двигателе, перегружая детали двигателя и усиливая выработку подшипников.
- Мощность агрегата и обороты силового цилиндра снижаются.
- Двигатель неустойчив на низких оборотах.
- Расход топлива увеличивается.
- Повышается износ деталей двигателя.
Позднее зажигание считается не таким опасным, как раньше. Его ключевая особенность заключается в следующем: сгорание смеси происходит при низком уровне давления и увеличенном объеме цилиндра.
В этом случае смесь в цилиндре сгорает в процессе расширения. Позднее зажигание также распознается по определенным признакам. К ним относятся:
- Повышенное потребление горючих материалов.
- Высокий уровень отложений в цилиндрах.
- Потеря энергии.
- Сильный перегрев двигателя.
Если зажигание выставлено неправильно
Если зажигание установлено слишком рано, то искра образуется слишком рано. К тому времени, когда поршень только начинает подниматься, топливно-воздушная смесь воспламеняется, и этот взрыв сталкивается с поднимающимся поршнем, что приводит к потере энергии.
Поскольку бензиновая смесь воспламенилась раньше времени, поршень испытывает большую силу, направленную против его движения. Это сокращает срок службы коленчатого вала, поршней, шатунов и пальцев.
По признакам раннее зажигания можно определить по следующим пунктам:
- При работе двигателя внутреннего сгорания слышен металлический звук, как будто что-то ударяется о цилиндр.
- Обороты холостого хода колеблются, двигатель работает неустойчиво.
- При резком нажатии на педаль газа двигатель захлебывается и не сразу реагирует на увеличение количества топлива.
Задержка зажигания также негативно влияет на функциональность двигателя и срок службы его компонентов.
В этом случае зажигание смеси происходит с задержкой, т.е. когда поршень уже движется вниз. Топливо сгорает, если успевает, пока поршень движется назад (вверх).
Признаки позднего зажигания:
- Двигатель внутреннего сгорания не способен разгоняться. Плохая реакция на нажатие педали акселератора.
- Расход топлива выше нормы.
- Поршни и стенки цилиндров покрываются нагаром и коксом, которые затем, даже при правильно отрегулированном зажигании, мешают работе.
- Из-за неравномерного сгорания топливно-воздушной смеси двигатель внутреннего сгорания быстро перегревается.
Вкратце о работе зажигания
В бензиновых двигателях предыдущего поколения зажигание и искрообразование были организованы следующим образом:
- Когда кулачок вращающегося распределительного вала проходит мимо датчика Холла, датчик Холла посылает импульс на коммутатор, который разрывает первичную цепь высоковольтной катушки.
- При разрыве цепи вторичная обмотка катушки генерирует короткий высоковольтный импульс, который подается обратно на распределитель.
- Импульс направляется на один из высоковольтных проводов через вращающийся контакт распределителя (известный просто как золотник), который установлен на том же валу.
- Провод подает ток на электроды свечи зажигания в цилиндре, где заканчивается такт сжатия.
- Искра вспыхивает между электродами, воспламеняя топливо. Раскаленные газы толкают поршень вниз — начинается рабочий ход.
Внимание. В очень старых системах зажигания механический прерыватель контактов играет роль электронного коммутатора и датчика на эффекте Холла.
Описанная выше схема искрообразования настраивается вручную. Если регулировка выполняется неосведомленным человеком, появляются описанные ниже симптомы позднего или раннего зажигания. Это происходит из-за несвоевременного воспламенения топливной смеси, т.е. когда искра зажигания образуется в середине такта сжатия или в начале хода поршня.
В дизельных двигателях нет искры — воспламенение дизеля происходит в результате высокой степени сжатия. Момент зажигания совпадает с моментом впрыска (во время такта сжатия поршень сжимает воздух). В старых двигателях этот параметр также регулировался вручную.
Метод настройки с применением стробоскопа
Как установить зажигание заранее: Для этого необходимо выполнить следующие действия
- Двигатель всегда должен быть прогрет до рабочей температуры.
- Стробоскоп подключен к бортовой системе.
- Открутите фиксирующий зажим (гайку) крышки распределителя зажигания.
- Курок нанизан на высоковольтный провод. Этот провод укладывается в первый цилиндр.
- Если имеется шланг вакуумного корректора, необходимо снять и заглушить его.
- Светлая сторона рабочего блока следует за шкивом коленчатого вала.
- Приводной агрегат запускается и работает на холостом ходу.
- Необходимо повернуть корпус барабана (CT).
- Крепление корпуса распределительного переключателя (PSC). Здесь необходимо следить за тем, чтобы метки на шкиве соответствовали аналогичным меткам на пластине синхронизатора.
- Контргайка затянута.
Дизельный автомобиль
Многие симптомы неправильной работы двигателя в бензиновых автомобилях переносятся и на дизельные автомобили. Основное различие между этими двумя автомобилями заключается в способе зажигания. Воспламенение дизеля предполагает тесный контакт между топливом и сжатым горячим воздухом.
Момент зажигания в дизельных двигателях регулируется, чтобы найти правильный угол опережения для впрыска дизельного топлива — он всегда должен быть на пике сжатия.
Если угол установлен неправильно, инъекция будет несвоевременной. Это приведет к плохому сгоранию смеси и неустойчивой работе двигателя.
Как выставить угол опережения зажигания своими руками
Правильная регулировка момента зажигания означает нахождение правильного угла опережения зажигания. Регулировка производится на холостом ходу, хотя это и понятно, но что если кто-то решит поставить машину на домкрат и отрегулировать на оборотах.
Для регулировки зажигания необходимо знать, что оптимальная частота вращения коленчатого вала хорошего двигателя на холостом ходу составляет от 850 до 900 об/мин. Угол опережения зажигания должен составлять от -1 до +1 градуса. Это градус относительно верхней мертвой точки (TDC).
Популярным инструментом, используемым для регулировки момента зажигания, является стробоскоп. При использовании стробоскопа настройка будет более точной. Однако, если стробоскоп недоступен, используется индикаторная лампочка.
Если для тюнинга используется лампочка, она подключается к плюсовой клемме на распределителе зажигания (дистрибьюторе), а цоколь лампочки подключается к «земле». Давайте разберем варианты настройки по компонентам.
Теперь мы приступили к демонтажу узлов привода автомобиля. Пожалуйста, напишите в комментариях, какой у вас автомобиль и двигатель. Там будет материал о таких двигателях с полезной в дальнейшем информацией, например, не порвется ли ремень ГРМ, не погнутся ли клапаны, а также технические характеристики, конструкция, какие автомобили оснащены такими двигателями и т.д. Мы уже рассматривали двигатели Honda ZC, 3UZ-FE, 3S-FE, 1AZ-FE.
Настройка стробоскопом
- Запустите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры и выключите.
- Подключите стробоскоп к сети автомобиля.
- Открутите гайку, крепящую крышку распределителя — прерывателя зажигания.
- Подключите датчик включения к проводу высокого напряжения первого цилиндра.
- Если на распределителе есть шланг вакуумного корректора, отсоедините и закройте его.
- Направьте стробоскоп на шкив коленчатого вала.
- Теперь запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
- Теперь поверните корпус бочки и закрепите его так, чтобы метка на шкиве коленчатого вала совпала с меткой механизма распределительного вала (шестерни).
- Когда метки совпадут, затяните гайку.
Как выставить зажигание контрольной лампочкой
- Поворачивайте коленчатый вал двигателя до тех пор, пока диск ГРМ на шкиве не совместится с меткой ГРМ.
- Игла диска зажигания должна быть направлена в сторону первого цилиндра.
- Теперь ослабьте гайку распределителя.
- Один провод соединяется с сердечником пилотной лампы (тестер) и проводом катушки зажигания (катушка).
- Другой провод соединяет заземление и цоколь лампы. Лампочка должна загореться.
- Затем включите зажигание, повернув ключ зажигания и повернув корпус распределителя (дистрибьютора) по часовой стрелке. Когда вы поворачиваете распределитель, в определенном положении индикаторная лампочка гаснет. В этом положении затяните гайку зажима распределителя.
Принцип работы системы зажигания
Обеспечение зажигания двигателя внутреннего сгорания многим может показаться тривиальной задачей. В действительности система зажигания состоит из множества взаимосвязанных компонентов.
Основная проблема заключается в том, что воспламенение горючей смеси должно происходить при очень высоких скоростях поршня, что означает, что требуется очень высокая степень точности синхронизации всех компонентов, составляющих систему зажигания.
Современный бесконтактный SP работает по классической схеме зажигания, в которой момент зажигания сжатой смеси определяется положением коленчатого вала.
Хотя скорость распространения огня в камере сгорания довольно высока — около 30 м/с (одной тысячной доли секунды достаточно для перемещения на 3 см), она конечна, т.е. существует задержка между зажиганием искры и полным сгоранием следующей порчи. Поэтому эта искра должна быть инициирована в точный момент, контролируемый датчиком.
Но что произойдет, если свеча зажигания сработает немного раньше или позже?
Давайте сначала рассмотрим первый вариант. Предположим, что смесь воспламеняется раньше, чем должна. Максимальное давление выхлопных газов будет достигнуто до того, как поршень достигнет TDC.
Это означает, что часть пути сила давления выхлопных газов будет направлена против хода поршня, замедляя его и вызывая падение мощности силового агрегата и перегрев.
В случае двигателя с замедленным сгоранием максимальное давление выхлопных газов возникает, когда поршень уже прошел верхнюю мертвую точку, двигаясь вниз к выхлопному каналу. Мощность силового агрегата также снизится, поскольку часть энергии будет расходоваться в цикле выхлопа, а не в цикле расширения.
Другими словами, воспламенение смеси должно происходить в определенный момент, когда поршень не находится в TDC, что составляет примерно 10º-12º поворота коленчатого вала. Это значение называется углом опережения зажигания.
Следует отметить, что угол опережения зажигания не является постоянным, так как он зависит от скорости сгорания топлива и частоты вращения коленчатого вала. Центробежный регулятор отвечает за динамическое опережение зажигания.
В идеальной ситуации работа всех компонентов системы зажигания должна обеспечивать «правильное» воспламенение смеси, но на практике изменение параметров топлива (например, заправка топливного бака низкокачественным топливом) оказывает существенное влияние на процесс сгорания, поэтому октан-корректор необходим при регулировке момента зажигания.
В современных автомобилях все это происходит под управлением ЭБУ, который получает всю необходимую информацию от датчиков.
Что касается ответа на вопрос о том, какое зажигание лучше для двигателя — раннее или позднее, то вы, вероятно, уже поняли, что оба варианта плохи. Оптимальным является оптимальное зажигание, хотя его можно назвать и ранним, поскольку топливо воспламеняется до того, как поршень достигнет TDC, и именно на его настройке мы остановимся более подробно, но чуть позже.
Последствия неправильно выставленного угла зажигания
Как позднее, так и раннее зажигание отрицательно сказывается на работе и ресурсе двигателя.
Следует добавить, что от правильного выбора момента зажигания зависит не только мощность и расход топлива. Если свеча зажигания воспламенится раньше, чем должна, давление расширяющихся газов начнет противодействовать подъему поршня в TDC (преждевременное зажигание).
Когда зажигание смеси происходит после того, как поршень начал двигаться вниз от TDC, высвобожденная энергия топлива «догоняет» поршень и уходит в выхлопную трубу вместо того, чтобы совершить полезную работу (замедленное зажигание).
В случае раннего зажигания требуется поднимающийся поршень, чтобы оказывать большое усилие сжатия на газы, образующиеся в результате преждевременного сгорания. В этих условиях нагрузка на блок цилиндров и цилиндровую шестерню значительно возрастает.
На раннее возгорание указывают следующие симптомы:
- Появление металлического, звонкого звука во время работы двигателя, который находится в районе блока цилиндров;
- Обороты холостого хода изменяются, и двигатель работает неустойчиво;
- При нажатии на «газ» возникает пауза, двигатель не «тянет» и чрезмерно расходует топливо;
Задержка зажигания также вредна для двигателя. Сгорание смеси в этом случае происходит в условиях пониженного давления и увеличенного объема в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.
Сгорание топливно-воздушной смеси, которая сгорает во время хода поршня, нарушается. Следовательно, симптомами задержки воспламенения являются:
- двигатель теряет мощность, для ускорения приходится добавлять слишком много газа;
- происходит значительное увеличение расхода топлива;
- двигатель сильно обугливается от отложений и сажи;
- неправильное сгорание приводит к перегреву двигателя;
Стробоскоп, для чего используют
Основная функция автомобильного стробоскопа — регулировка момента зажигания. Его также можно использовать для проверки угла опережения. В настоящее время выпускается множество разновидностей профессиональных автомобильных стробоскопов. Однако можно изготовить и самодельное устройство.
Определение момента зажигания
Момент зажигания — это момент, когда между электродами свечи зажигания возникает искра, которая воспламеняет горючую смесь в цилиндрах двигателя. Другими словами, это время, необходимое системе для воспламенения сжатой топливно-воздушной смеси.
Преждевременное или несвоевременное зажигание может нанести значительный ущерб двигателю, поскольку оно нагревает компоненты двигателя и создает на них значительную нагрузку.
Как проверить момент зажигания?
Процесс установки правильного угла опережения зажигания считается самым важным моментом в общем функционировании автомобиля. Он обеспечивает правильную работу достаточно важных функций.
К ним относятся мощность, расход топлива и обороты холостого хода наряду с движущей силой. Поэтому стоит следить за этими данными и регулярно проверять крутящий момент. Кстати, это рекомендуется делать при техническом обслуживании автомобиля.
Чтобы определить, работает ли описанная выше конструкция и правильно ли она установлена, стоит взять контрольную лампу и стробоскоп. А затем нужно следовать конкретным инструкциям.
- Подключите устройство параллельно конденсатору.
- Поверните коленчатый вал с помощью кривошипа. Делайте это до тех пор, пока распределительная пластина не соединится с контактом на крышке распределителя, который дополнительно соединен со свечой зажигания первого цилиндра.
- Включите зажигание.
- Постепенно проворачивайте коленчатый вал, пока не загорится лампочка.
- Метки должны совпасть. Если лампа загорается до совмещения меток, зажигание установлено неправильно.
Нередко автовладельцы также используют для проверки следующий прием: выезжают на ровную дорогу, хорошо разгоняют автомобиль и трогаются на четвертой передаче со скоростью около 50 километров в час. В какой-то момент тормоза нажимаются сильно и резко.
Если в результате из двигателя доносятся небольшие короткие детонационные звуки, значит, момент зажигания установлен правильно. Если шумы очень сильные — происходит раннее зажигание. Если шума нет вообще — позднее зажигание.
Проблемы с УОЗ на инжекторном двигателе
Микропроцессорные системы не позволяют регулировать момент зажигания во время ремонта и технического обслуживания. Возникновение описанных симптомов раннего или позднего зажигания может происходить в двух случаях:
- Несоосность ремня/цепи привода ГРМ. Проблемы с запуском, потеря мощности и высокий расход топлива вызваны смещением фаз газораспределения. Затем проверьте метки ГРМ, чтобы убедиться, что они установлены правильно.
- Неисправный датчик детонации (DD), обрыв сигнальной линии от датчика к ЭБУ (модуль управления двигателем).
Если в процессе самодиагностики обнаруживается неисправность датчика детонации, ЭБУ переводит двигатель в аварийный режим, устанавливая задержку зажигания и тем самым ограничивая максимальную выходную мощность.
Другие методы выставления зажигания
Метод на слух
Некоторые люди регулируют зажигание на слух. Поверните барабан и определите, как работает двигатель. Этот метод является самым простым:
- Запустите двигатель.
- Ослабьте гайку распределителя.
- Поверните барабан и определите для себя, как работает двигатель. В найденном положении двигатель должен работать ровно, без вибраций. В это же время двигатель должен развивать максимальные обороты холостого хода.
- Найдя это положение, поверните барабан на несколько градусов по часовой стрелке и закрепите его гайкой.
Метод искры
Другим методом регулировки является регулировка искры. Это делается путем совмещения меток на шкиве коленчатого вала с меткой ГРМ. Затем метка свечи зажигания указывает на первый цилиндр.
Затем ослабьте гайку распределителя и отсоедините центральный высоковольтный провод от крышки распределителя.
Затем подведите этот провод вплотную к «земле» так, чтобы между ними оставалось 5 мм, и включите зажигание. Поверните корпус цилиндра по часовой стрелке на 20 градусов. 20 градусов — это 1-1,5 см.
Теперь медленно вращайте тумблер против часовой стрелки, пока не появится искра между отсоединенным проводом тумблера и землей. В каком положении появляется искра, оставьте распределитель в этом положении и затяните его.
После использования одного из способов конфигурации зажигания на отечественных карбюраторных автомобилях (ВАЗ, УАЗ, Волга, НИВА и т.д.), прокатитесь и посмотрите, как конфигурация повлияла на работу ДВС.
Для точности диагностики, надо:
- Сначала прогрейте двигатель.
- Затем разгонитесь до 45 км/ч.
- Включите 4-ю скорость и нажмите педаль газа до упора.
- При этом обратите внимание на то, как ведет себя двигатель, детонирует он или нет.
- При хорошем угле опережения зажигания при переключении на 4-ю передачу на скорости 45 км/ч в течение 2-3 секунд будет наблюдаться детонация, которая исчезнет при нажатии на педаль акселератора.
- Если детонация не исчезает быстро, у вас раннее зажигание.
- Если детонации нет вообще, то это позднее зажигание, вам необходимо установить «раннее» зажигание.
Если с первого раза зажигание установлено неправильно, повторяйте это снова и снова, пока результат не будет правильным. Многократная регулировка системы зажигания может стать автоматической, и вы сможете научиться регулировать зажигание вручную без помощи приборов, на слух.
Последствия езды с неправильными настройками
Слишком раннее зажигание не только ухудшает эксплуатационные характеристики автомобиля, но и приводит к другим вредным последствиям:
- Детонация — злейший враг двигателя. Постоянный удар молотком по поршням ослабляет их, создавая люфт в соединениях. Результатом является разрушение шатунов и ускоренное истощение цилиндров.
- При стрельбе из карбюратора повреждаются втулки, на которых вращаются оси заслонок. Последние не закрываются плотно, из-за чего двигатель всасывает чрезмерное количество топлива на холостом ходу.
- Приводной блок склонен к перегреву, а при отказе системы охлаждения может выйти из строя цилиндро-поршневая группа.
Современные двигатели с электронным управлением оснащены датчиками детонации. Когда элемент регистрирует вибрацию, контроллер автоматически корректирует угол опережения зажигания.
Преждевременный впрыск топлива в дизельном двигателе связан с повреждением топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок. Представьте себе: насос качает топливо в одном направлении, но движение поршня к TDC противодействует этому. Нетрудно догадаться, кто попадает под удар.
Симптомы позднего зажигания не менее опасны. Воспламенение топливной смеси в фазе расширения снижает КПД двигателя и увеличивает нагрузку на основные детали — поршни с кольцами, цилиндры и шатуны. Результат легко предсказать — сильный нагрев и ускоренный износ.
Выхлопные газы, вызванные задержкой искрообразования, повреждают стенки выхлопной трубы и перегородки глушителя. Компоненты придется ремонтировать с помощью сварки или даже заменять.
Важность правильной регулировки зажигания
Корректировка момента зажигания в карбюраторных двигателях с помощью стробоскопа
Способ установки момента зажигания влияет на качество и экономичность работы двигателя. Поэтому именно момент зажигания важен для регулировки силового агрегата. Если момент зажигания установлен неправильно, будь то повышение или понижение, это сразу же негативно сказывается на работе двигателя.
Поэтому к настройке угла опережения зажигания следует подходить ответственно и очень осторожно.
Принцип работы зажигания
В бензиновом двигателе существуют определенные факторы, которые влияют на качество и время искры, необходимой для воспламенения горючей смеси. Эти факторы объединены в особый механизм, который называется распределитель-измельчитель.
Он расположен в блоке цилиндров и приводится в действие распределительным валом двигателя. Он приводится в действие кулачками на распределительном валу, которые при необходимости размыкают цепь, и образуется искра.
Основным недостатком распределителя является то, что он подвержен механическому износу, что влияет на его механические свойства, а также на момент зажигания.
Это, конечно же, влияет на работу двигателя, что требует дальнейшего вмешательства и регулировки.
Что нужно крутить в трамблере, для регулировки опережения зажигания.
На самом барабане сбоку есть шкала, отпустите винт и поверните. Плюсы спереди, минусы сзади. Если вы любите писать 0 в таком случае купите книгу от издателя вашего автомобиля «За рулем» там все четко подробно с картинками, как монтировать, как демонтировать, как регулировать, не понять невозможно.
Трамблер сам поворачивается, но перед поворотом нужно определить в какую сторону поворачивается коленвал, в зависимости от того как стоит двигатель на вашем автомобиле, ну например вазовская девятка, если вы стоите лицом к водительской стороне трамлера, то повернув трамлер влево установите зажигание позже, справа соответственно раньше.
Но на самом трамвае есть зона — разметка на корпусе палки слева минус рисует справа плюс, здесь справа поле раннего зажигания, поле позднего, но все равно можно повернуть направо в зону раннего зажигания и поставить еще раньше. Так как он на девятке, сам распределитель прикручен на 3 гайки, отпустите их и закрутите.
Ничего страшного. Я сделал так: взял розетку с лампой, подал + на лампу в трамвай, а — на общую землю. И я перевернул его. Лампочка загорается — зажигание включено. Попробуйте. Может быть, это будет понятно и без картинок.
На работу современного двигателя влияет множество факторов, но никто не может отрицать, что система зажигания играет в ней одну из ведущих ролей. Экономичность, стабильность, мощность и другие параметры силового агрегата определяют, насколько хорошо он выполняет свои задачи.
Теоретически, зажигание в четырехтактном двигателе внутреннего сгорания должно происходить за мгновение до того, как поршень достигнет верхнего положения. Этого короткого периода времени должно быть достаточно, чтобы смесь сгорела, высвобождая энергию, необходимую для вращения коленчатого вала.
Однако на практике топливно-воздушная смесь не всегда воспламеняется в конце такта сжатия.
Причин этому может быть много, и сегодня мы попытаемся выяснить, почему это происходит и как диагностировать и справиться с таким явлением.
Как определить раннее или позднее зажигание у автомобиля?
Своевременное воспламенение топлива в камерах сгорания цилиндров важно для правильной работы бензиновых и дизельных двигателей. Если момент зажигания не соответствует концу такта сжатия — он запаздывает или происходит раньше, двигатель работает неправильно и значительно теряет мощность.
Стоит отметить, что проблема затрагивает приводы с механическими распределителями искры (трамблерами) и старые дизельные двигатели. В новых автомобилях этот процесс полностью контролируется электроникой. Владельцам старых автомобилей полезно знать, как распознать раннее или позднее зажигание и устранить проблему.
Вкратце о работе зажигания
В старых бензиновых двигателях зажигание и искрообразование было организовано следующим образом:
- Когда кулачок вращающегося распределительного вала проходит мимо датчика Холла, датчик Холла посылает импульс на коммутатор, который разрывает первичную цепь высоковольтной катушки.
- При разрыве цепи вторичная обмотка катушки генерирует короткий высоковольтный импульс, который подается обратно на распределитель.
- Импульс направляется на один из высоковольтных проводов через вращающийся контакт распределителя (известный просто как золотник), который установлен на том же валу.
- Провод подает ток на электроды свечи зажигания в цилиндре, где заканчивается такт сжатия.
- Искра вспыхивает между электродами, воспламеняя топливо. Раскаленные газы толкают поршень вниз — начинается рабочий ход.
Внимание. В очень старых системах зажигания механический контактный прерыватель играет роль электронного коммутатора и датчика Холла.
Описанный выше момент зажигания можно отрегулировать вручную. Если регулировка выполняется неосведомленным человеком, появляются описанные ниже симптомы позднего или раннего зажигания. Это происходит из-за несвоевременного воспламенения топливной смеси, т.е. когда искра зажигания образуется в середине такта сжатия или в начале хода поршня.
В дизельных двигателях нет искры — воспламенение дизеля происходит в результате высокой степени сжатия. Момент зажигания совпадает с моментом впрыска (во время такта сжатия поршень сжимает воздух). В старых трансмиссиях этот параметр также регулировался вручную.
Как проявляется раннее искрообразование?
Что происходит, когда из-за неправильных настроек свеча зажигания воспламеняется раньше:
- топливно-воздушная смесь не успевает сжаться до нужной степени, поскольку поршень находится на полпути в камеру сгорания;
- топливо воспламеняется при открытом впускном клапане, в результате чего часть газов вырывается обратно в коллектор;
- раннее зажигание и слишком высокая скорость сгорания приведут к сильным ударам поршня, что вызовет стук.
Неконтролируемое сгорание топливной смеси, вызывающее грохот поршня, называется детонацией.
Как распознать признаки раннего возгорания:
- Первым симптомом является появление выскакивания в карбюраторе. В нем объясняется, что взрывы топлива в цилиндрах происходят при открытых впускных клапанах.
- В результате из сопла воздушного фильтра выходит дым. Если снять крышку корпуса, то можно увидеть пламя при работе карбюратора.
- При сильном нажатии на педаль акселератора слышен рев поршня. Так проявляется детонация.
- Двигатель теряет мощность и ускорение, а расход топлива увеличивается.
Если момент зажигания лишь немного запаздывает, детонация во впускном трубопроводе не возникает. Однако детонация все равно происходит, и эксплуатационные характеристики автомобиля ухудшаются. Косвенным симптомом является самопроизвольное увеличение оборотов холостого хода.
Симптомы осечки в дизельных двигателях схожи с симптомами осечки в бензиновых двигателях. Впрыск топлива в середине такта сжатия дает тот же эффект — детонацию и падение мощности.
Разница в том, что двигатель труднее запустить в холодное время и нет шума. Причиной этого является недостаточное сжатие горючей смеси, которая поступает в цилиндр на долю секунды раньше.
Момент зажигания запаздывает
Неправильно установленный момент зажигания может привести к позднему разряду на электродах свечи зажигания — либо когда поршень уже находится в верхней мертвой точке (TDC), либо начал двигаться вниз — ход поршня. В этом случае можно отметить следующие особенности:
- Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу снижается.
- Заметно падает мощность привода, и автомобиль разгоняется очень вяло. Это происходит из-за потери энергии вспышки топлива, которая высвобождается во время хода поршня.
- При плохой задержке искры в двигателе происходит взрыв газов в глушитель. Газы вырываются через отверстие выпускного клапана.
- Двигатель труднее запустить «холодным».
- Расход топлива увеличивается.
Информация. Симптомы задержки зажигания более заметны в автомобилях, оснащенных газовыми системами. Здесь очень важен момент зажигания, так как в цилиндр подается больше пропана, который уже горит в коллекторе на задержке выпуска.
Задержка зажигания в дизельном двигателе приводит к затрудненному запуску, даже когда двигатель прогрет, и «чиханию» черного дыма из выхлопной трубы. Поскольку впрыск топлива начинается в начале такта, дизельное топливо сгорает не полностью и выбрасывается в виде сажи. Если впрыск топлива происходит слишком поздно, двигатель вообще не запустится.
Последствия езды с неправильными настройками
Помимо ухудшения эксплуатационных характеристик автомобиля, вождение со слишком ранним зажиганием имеет и другие вредные последствия:
- Детонация — злейший враг двигателя. Постоянный удар молотком по поршням ослабляет их, создавая люфт в соединениях. Результатом является разрушение шатунов и ускоренное истощение цилиндров.
- При стрельбе из карбюратора повреждаются втулки, на которых вращаются оси заслонок. Последние не закрываются плотно, из-за чего двигатель всасывает чрезмерное количество топлива на холостом ходу.
- Приводной блок склонен к перегреву, а при отказе системы охлаждения может выйти из строя цилиндро-поршневая группа.
Современные двигатели с электронным управлением оснащены датчиками детонации. Когда элемент регистрирует вибрацию, контроллер автоматически корректирует угол опережения зажигания.
Преждевременный впрыск топлива в дизельном двигателе связан с повреждением топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок. Представьте себе: насос качает топливо в одном направлении, но движение поршня к TDC противодействует этому. Нетрудно догадаться, кто попадает под удар.
Симптомы позднего зажигания не менее опасны. Воспламенение топливной смеси в фазе расширения снижает КПД двигателя и увеличивает нагрузку на основные детали — поршни с кольцами, цилиндры и шатуны. Результат легко предсказать — сильный нагрев и ускоренный износ.
Выхлопные газы, вызванные задержкой искрообразования, повреждают стенки выхлопной трубы и перегородки глушителя. Компоненты придется ремонтировать с помощью сварки или даже заменять.
Рекомендации по регулировке
Самый простой способ регулировки момента зажигания — подключить автомобильную лампу на 12 В к высоковольтной цепи катушки. Как производится корректировка:
- Поверните коленчатый вал и совместите метку на шкиве с меткой на блоке цилиндров. Снимите крышку распределителя и проверьте положение золотника — он должен быть направлен в сторону контакта первого цилиндра.
- Найдите провод, идущий от распределителя к высоковольтному соленоиду. Подключите лампочку к этой клемме и соедините ее цоколь с заземлением автомобиля.
- Открутите гайку, удерживающую корпус цилиндра, и включите зажигание (загорится лампочка).
- Медленно поворачивайте корпус распределителя, пока лампочка не погаснет. Затяните гайку.
Внимание. Чтобы система работала правильно, искра должна появиться до того, как поршень достигнет TDC. Опережение составляет 2-5 градусов угла поворота коленчатого вала.
Вопрос о том, какое зажигание лучше — позднее или раннее — неверен с самого начала. Момент зажигания должен быть оптимальным. При необходимости, в отсутствие диагностических инструментов, регулировка выполняется «на слух»: при неработающем двигателе отпустите гайку и медленно поверните распределитель от руки.
Когда вы поймали самый стабильный момент работы двигателя, затяните гайку и дросселируйте несколько раз, чтобы спровоцировать хлопки или детонацию. Когда вы услышите один из этих признаков, поверните распределитель на 1-2° в соответствующем направлении.
Если авто на газу
Состав топлива отличается и поэтому изнашивается гораздо быстрее. Газ также имеет более высокое октановое число. Поэтому смесь на основе этого топлива будет продолжать гореть в фазе выхлопа.
Это негативно скажется на температуре выхлопной системы. Одной из важных задач является оптимизация зажигания и сгорания газообразной топливной смеси. А если угол установлен правильно, то можно сэкономить еще больше денег.
Поэтому полезно знать, какое зажигание — раннее или позднее — лучше для газа. В случае зажигания сжиженного газа он устанавливается раньше. Это дает смеси время догореть до того, как откроется выпускной трубопровод. В результате детали двигателя не повреждаются, выхлопная система не перегревается, а двигатель становится более экономичным и эффективным.
Другие способы настройки и проверка зажигания на автомобиле
Также можно установить зажигание по искре или самостоятельно найти угол, при котором двигатель будет работать наиболее стабильно и ровно. Самый простой и наименее точный метод — установить его в зависимости от работы двигателя. Для регулировки запустите двигатель, а затем ослабьте контргайку на корпусе распределителя.
Затем поверните корпус распределителя по часовой стрелке и против часовой стрелки, найдя положение, при котором двигатель работает ровно, а обороты холостого хода самые высокие. После этого поверните корпус распределителя на несколько градусов по часовой стрелке и затяните гайку распределителя.
Затем поместите контакт провода рядом с «землей» (на расстоянии около 5 мм) и включите зажигание.
Затем поверните корпус молотка по часовой стрелке на 20 градусов. Теперь поверните корпус назад, пока не появится искра между заземлением и проводом заземления. В этом положении корпус ствола должен быть зафиксирован отрывной гайкой.
Читайте также: Как сбросить сервисный интервал своими руками
По окончании проверьте момент зажигания в движении. При прогретом двигателе автомобиль должен разогнаться до 40-45 км/ч, затем включить четвертую передачу и полностью выжать педаль акселератора. Затем следует оценить степень детонации.
Это нормально, если детонация возникает на короткое время сразу после включения 4-й передачи (2-3 секунды), но исчезает по мере ускорения автомобиля. Если детонация продолжается после ускорения, вероятно раннее зажигание. Если после включения 4-й передачи детонация отсутствует, зажигание задерживается. В таких случаях для достижения оптимального результата следует повторить регулировку момента зажигания.