- Типы регуляторов напряжения
- Что это, где находится, как работает
- Способы самостоятельной проверки работоспособности
- Проверка мультиметром без демонтажа
- Тестирование снятого регулятора
- Видео: Как проверить исправность реле напряжения генератора самостоятельно
- Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Необходимые инструменты и приспособления
- Подготовительные работы
- Признаки отказа генератора
- Как проверить реле — регулятора не снимая с машины?
- Проверяем совмещенный реле-регулятора автомобиля
- Причины отказа генератора ВАЗ 2107
- Пробой или обрыв обмотки
- Износ щёток
- Реле-регулятор
- Пробой диодов
- Подшипники
- Видео: как шумят подшипники генератора
- Самые распространённые причины поломки
- Виды существующих реле-регуляторов
- Причины и возможные последствия неисправности
- Реле регулятор напряжения генератора: как проверить лампой, прозвонить мультиметром, возможные неисправности
- Возможные причины поломки реле регулятора
- Основные признаки неисправности
- Как проверить реле регулятор генератора на автомобиле
- Проверка мультиметром без демонтажа
- Как проверить реле лампой
- Ремонт или замена: что выбрать?
- Проверка снятой детали
- Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109
- Причины отказа реле-регулятора
- Как проверить зарядку аккумулятора
- Как проверить ротор генератора мультиметром
- Проверка совмещенного реле-регулятора
- Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107
- Ремонт или замена?
- Как проверить регулятор напряжения генератора у автомобиля: схема проверки мультиметром и пошаговое описание
- Реле-регулятора – назначение, принцип работы, разновидности
- Разновидности реле-регулятора
- Что это, где находится, как работает
- Как проверить совмещенное реле
- Реле регулятор ВАЗ 2110 — 37.3701:
- Неисправности
- Не только регулятор
- Самые распространённые причины поломки
- Для чего нужен регулятор напряжения в автомобиле
Типы регуляторов напряжения
Как только вы поймете, какие типы этих устройств существуют, каковы их особенности и характеристики, вы придете к полному пониманию процедур, связанных с их проверкой. Он также даст вам ответ, по какой схеме, как и чем проверить регулятор напряжения генератора переменного тока.
Регуляторы бывают двух типов:
- соединенные;
- отдельный.
В первом случае корпус регулятора соединен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор — это отдельное устройство, которое находится на кузове, в моторном отсеке, к нему идут провода от генератора, а от него уже отходят провода к аккумулятору.
Особенностью регуляторов является то, что их корпуса не снимаются. Как правило, их заделывают герметиком или специальной смолой. И нет особого смысла их ремонтировать, поскольку стоимость единицы продукции низкая.
Поэтому основной проблемой в этом ключе является проверка реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора напряжения, знаки напряжения будут одинаковыми.
Что это, где находится, как работает
Эта часть автомобиля отвечает за поддержание напряжения бортовой сети в определенных пределах. Регулятор контролирует температуру окружающей среды, скорость вращения ротора, уровень электрической нагрузки и другие параметры. Он также защищает чувствительные компоненты генератора от перегрузок и отвечает за коммутацию обмотки возбуждения и других систем.
Он расположен непосредственно в генераторе переменного тока. Независимо от модели машины, принцип работы AVR одинаков — когда напряжение повышается или понижается, компонент уменьшает или увеличивает ток возбуждения, чтобы вернуть значения на нужный уровень.
Вот как выглядит регулятор напряжения
Способы самостоятельной проверки работоспособности
Существует несколько методов проверки функционального состояния регулятора. Самый простой способ — вызвать автосервис, но вы можете проверить работоспособность устройства самостоятельно. Самый простой метод, выполняемый без снятия реле, заключается в проверке бортового тока с помощью мультиметра.
Проверка мультиметром без демонтажа
Идея заключается в измерении напряжения, которое достигает батареи для ее зарядки. Во время теста вам понадобится помощник, чтобы регулировать обороты двигателя с помощью педали акселератора. Испытание должно быть выполнено следующим образом.
- Запустите двигатель и прогрейте его в течение примерно 5 минут.
- При работающем двигателе откройте капот и подсоедините клеммы мультиметра к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность. Установите переключатель тестера на 20 вольт.
- Оцените зарядное напряжение, поступающее от генератора, при включенных ближних фарах (другие потребители тока выключены) и частоте вращения коленчатого вала в диапазоне 1500-2500 об/мин. Если разность потенциалов превышает 14,8 вольт, регулятор неисправен и подлежит замене. Если входящий ток меньше 13,5 В, помимо реле, можно заподозрить неисправность в проводке или самом генераторе.
- Имеет смысл оценить входящий ток под нагрузкой. Для этого включите ходовые огни, стеклоочистители, обогрев стекол, вентилятор отопителя и другие потребители. При работающем электрооборудовании зарядный ток не должен опускаться ниже 13,5 вольт. Если он ниже, то при включении электросистемы аккумулятор не будет достаточно заряжаться.
Чтобы полностью проверить реле, его необходимо снять.
Тестирование снятого регулятора
Электронное реле обычно располагается на поверхности генератора и закрыто пластиковой крышкой. Разборка производится с помощью отвертки, наконечник которой зависит от модели автомобиля (крестовая, шестигранная).
Существует большая вероятность того, что регулятор образует единое целое со щетками генератора. Помимо мультиметра, для тестирования вам понадобится контрольная лампа на 12 В (не более 3 Вт) и регулируемый источник тока.
Подсоедините контакты провода от источника тока:
- «минус» к общей земле регулятора;
- «плюс» к клемме с маркировкой «В».
Провода индикаторной лампы подключаются к графитовым щеткам (полярность не имеет значения).
Вы можете проверить снятый регулятор напряжения генератора, используя эту схему
Сначала на реле подается напряжение от 13 до 13,5 вольт. При такой разности потенциалов лампочка должна загореться. Если этого не происходит, то в AVR имеется обрыв цепи, который может находиться где угодно: в любом случае, устройство неисправно.
Если лампочка загорается, постепенно увеличивайте входное напряжение. Если реле в порядке, напряжение составляет от 14,2 до 14,5 вольт, индикатор гаснет. Если индикатор загорается при дальнейшем увеличении разности потенциалов, реле неисправно (отказ) и подлежит замене.
Также неудовлетворительным результатом испытания считается, если лампа гаснет при напряжении менее 4 В. Этого тока будет недостаточно для питания электроприборов и одновременной качественной зарядки аккумулятора.
Видео: Как проверить исправность реле напряжения генератора самостоятельно
Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для проверки регулятора напряжения генератора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходим источник постоянного тока с регулировкой напряжения.
Необходимые инструменты и приспособления
- Источник питания с ручной регулировкой выходного напряжения
- Мультиметр или вольтметр
- Контрольная лампа 5 Вт 12 В
Подготовительные работы
- Соберите электрическую цепь
- Подключите отрицательную клемму источника питания и отрицательный щуп мультиметра к «земле» регулятора напряжения.
- Подключите положительный вывод источника питания и положительный вывод мультиметра к положительной клемме регулятора напряжения.
- Подключите контрольную лампу к щеткам регулятора напряжения.
- При сборке электрической цепи обязательно соблюдайте полярность, так как при неправильной сборке регулятор перегорит.
Признаки отказа генератора
Признаками неисправности генератора переменного тока могут быть:
- отсутствие индикации «аккумулятор» на приборной панели при включении зажигания;
- загорание контрольной лампы «аккумулятор» после запуска двигателя;
- периодическое мигание индикатора «аккумулятор» во время движения;
- запах горелой проводки возле генератора;
- невозможность запуска двигателя во время стоянки.
Невозможность зарядить аккумулятор при неисправном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасными являются неисправности, связанные с чрезмерным током и напряжением зарядки автомобильного аккумулятора.
Многие водители используют донорский аккумулятор для запуска двигателя, а затем отсоединяют клеммы аккумулятора, чтобы приступить к зарядке собственного аккумулятора. В этот момент электрическая система автомобиля питается от генератора переменного тока.
При повреждении генератора напряжение в бортовой сети может превышать 17 вольт, что приводит к отказу защитных стабилизаторов в контроллере двигателя. В этом случае требуется дорогостоящий ремонт блока управления двигателем.
Как проверить реле — регулятора не снимая с машины?
- Промежуточные признаки
Если ваш «регулятор» неисправен — вы заметите это очень быстро, особенно если на улице зима и холодно. Дело в том, что будет иметь место либо «недозаряд», либо перезаряд батареи. Недозарядка приведет к тому, что вы не заведете машину, приедете на стоянку, вставите ключ, а машина еле-еле заведет двигатель или не заведет вообще, иногда даже лампочки гаснут.
Если батарею перезарядить, произойдет то же самое, но электролит выкипит из батареи. Косвенно это можно определить по быстрому убыванию электролита в банках, а также по белому налету на верхней части батареи и на частях тела под ней. Теперь стоит подумать и проверить реле регулятора.
Но это не наш метод, мы должны быть более точными.
- Правильный метод
Для этого мы будем использовать наш вольтметр, нам нужно измерить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Позвольте мне начать с того, что нормальное напряжение должно быть около 12,7 В при неработающем двигателе, может быть немного меньше, но если у вас уже есть 12 В, аккумулятор нуждается в зарядке! Или ищите причину недозаряда.
- Запустите двигатель
- Установите мультиметр на 20 вольт
- Подключите зонд к клеммам
- Если оно составляет около 13,2-14 В, то все в порядке.
- На более высоких оборотах (скажем, от 2000 до 2500) напряжение начнет расти, примерно от 13,6 до 14,2 В, это тоже нормально.
- Затем, на максимальных оборотах (выше 3500), вы должны увидеть 14-14,5 В и не более!
Если у вас есть отклонение, вверх или вниз, а именно на каждой скорости напряжение оставалось на уровне 12,7 В, или даже падало до 12 В, это указывает на неисправность регулятора напряжения.
Также, если напряжение выше 14,5 В, например — 15 — 16 В, опять же неисправен регулятор напряжения, требуется замена.
Если быть до конца честным, не всегда виновато только реле, часто виноват сам генератор. Если «регулятор» отдельный, то сначала замените его, если ничего не изменится, то снимите генератор и полностью проверьте систему. Если щеточный узел подключен к реле, генератор всегда должен быть отключен!
Проверяем совмещенный реле-регулятора автомобиля
Сначала мы проверим подключенную цепь регулятора напряжения, включая щеточный узел. Такие сейчас ставят на многие иномарки, и, кстати, на многие отечественные автомобили (они часто имеют обозначение JA212A).
Как вы понимаете, здесь необходимо снять генератор и разобрать его, так как этот комбинированный узел крепится сзади возле вала генератора, куда входят эти щетки. Для этого:
- Поищите специальное «окно» на задней стороне генератора, куда погружаются щетки.
- Открутите крепежный винт.
- Снимите щеточный узел.
- Очистите его — он, как правило, будет в графитовой пыли, кисти изготавливают из графита, используя специальный древесный уголь.
Затем нам нужно протестировать его, но для этого мы собираем некоторую схему, желательно с использованием источника питания с регулируемой нагрузкой или зарядного устройства. Нам также нужно взять обычную лампочку на 12 В от автомобиля, например, от «габаритного огня», нам понадобятся провода, чтобы собрать всю схему.
Нам может понадобиться аккумулятор, так как многие зарядные устройства не работают без него. А здесь уже подключаем регулятор напряжения от кабеля аккумулятора, к щеткам которого подключаем 12В лампочку, это можно сделать с помощью маленьких крокодилов, главное не сломать графитовые детали. Небольшая диаграмма для вашего понимания.
Если вы спокойно все подключите, лампочка загорится и будет гореть, это нормально, потому что щеточный узел является проводником тока от вала. Напомним, что в состоянии покоя напряжение через щетки будет составлять около 12,7 В.
Теперь на зарядном устройстве нужно поднять напряжение, до 14,5 В, лампочка будет гореть, но при достижении этого порога она должна погаснуть! Таким образом, 14,5 В — это своего рода «отсечка» для дальнейшего повышения напряжения!
Если вы уменьшите значение, лампа должна снова загореться. Тогда ваш регулятор напряжения работает и был проверен.
Если вы получаете 15 — 16 В, а лампа не гаснет, это означает, что регулятор напряжения неисправен и его следует заменить. Он не выключится и перезарядит батарею. Так что это простая проверка. Теперь короткое видео на эту тему.
Причины отказа генератора ВАЗ 2107
Генератор на «семерке» выходит из строя редко, но сбои все же случаются. Поэтому полезно знать о том, как проявляются неисправности, более подробно.
Пробой или обрыв обмотки
Наличие катушек генератора напрямую влияет на правильную работу генератора. Катушки могут испытывать обрыв и замыкание витков или разрушение обмотки. Если обмотка ротора разомкнута, аккумулятор не будет заряжаться, о чем свидетельствует индикатор заряда аккумулятора на приборной панели.
Если проблема заключается в коротком замыкании между катушкой и шасси, то неисправность в основном возникает там, где концы обмоток достигают контактного кольца. Короткое замыкание в статоре возникает из-за нарушения изоляции проводов.
Если это произойдет, генератор сильно нагреется и не сможет полностью зарядить аккумулятор. Если катушки статора замкнуты на шасси, генератор будет гудеть, нагреваться и его мощность снизится.
В прошлом обмотки генератора перематывались в случае их повреждения, но в настоящее время мало кто это делает. Деталь просто заменяется на новую.
Износ щёток
Щетки генератора подают напряжение на обмотки возбуждения. Повреждение щеток приводит к нестабильной зарядке или ее отсутствию. Если щетки повреждены:
- потребители часто отключаются по непонятным причинам;
- освещение работает плохо и мигает;
- напряжение на плате резко падает;
- аккумулятор быстро разряжается.
Реле-регулятор
Если напряжение на клеммах аккумулятора после запуска двигателя ниже 13 В или значительно выше 14 В, причиной неисправности может быть неисправный регулятор напряжения. Неисправность этого устройства может значительно сократить срок службы батареи.
Если стартер не хочет запускаться после ночной стоянки или если вы заметили белый налет на самой батарее, пришло время диагностировать регулятор напряжения.
В данном приборе возможны следующие неисправности:
- Ненадежный контакт со щетками;
- Разбивка по компонентам;
- Прерывание внутренней цепи.
Нагрузка может отсутствовать из-за износа или заклинивания щеток, что вызвано усадкой пружины вследствие длительного использования.
Пробой диодов
Выход из строя диодного моста может быть вызван
- проникновение влаги в генератор;
- грязь и масло;
- «прикуривание» в автомобиле, если аккумулятор полностью разряжен и неправильно подключены провода.
Если целостность диодов в случае «прикуривания» зависит от усердия владельца автомобиля, то от первых двух факторов не застрахован никто.
Подшипники
Генератор переменного тока ВАЗ 2107 имеет 2 шарикоподшипника, которые обеспечивают свободное вращение ротора. Генератор переменного тока иногда может издавать необычные звуки, например, гудение или необычный шум. Разборка генератора и смазка подшипников может лишь временно устранить проблему.
Поэтому лучше всего заменить эти детали. Если срок их службы истек, генератор будет издавать звуки. Не ждите слишком долго перед ремонтом, так как устройство может заклинить и остановить ротор. Подшипники могут трескаться и гудеть из-за отсутствия смазки, чрезмерного износа или плохого качества изготовления.
Видео: как шумят подшипники генератора
Любую неисправность генератора переменного тока ВАЗ «семерки» вполне возможно устранить своими руками. Чтобы выявить проблему, вам не потребуется специального оборудования, знаний и навыков работы с автомобилем с электрооборудованием, хотя они не будут лишними. Для проверки генератора достаточно цифрового мультиметра или 12-вольтовой лампочки.
Самые распространённые причины поломки
- Короткое замыкание диодного моста или щеток генератора. Эффект — отключение генератора или переход на неконтролируемое напряжение.
- Сдвиг напряжения стабилизации. В этом случае поддерживается стабильность напряжения, но оно постоянно либо понижено, либо повышено.
- Окисление или выгорание контактов.
- Изменение размера зазора между контактами.
- Ослабление натяжения пружины.
- Проблемы с обмоткой — обрыв или короткое замыкание.
Неисправности можно выявить на ранней стадии — для этого посмотрите на соотношение расхода топлива и эффективности автомобиля. Если ваш автомобиль потребляет гораздо больше топлива, чем ему требуется, но при этом работает хуже, проблема, скорее всего, заключается в регуляторе. Верным признаком является сила света фар в ночное время.
Если вы заметили, что интенсивность габаритных огней и подсветки приборной панели уменьшается при движении в темное время суток, пора проверить регулятор.
Виды существующих реле-регуляторов
С момента появления первых автомобилей прошло уже столетие. За это время регуляторы не раз меняли свою конструкцию и внешний вид. Давайте сначала рассмотрим современные регуляторы напряжения, а затем рассмотрим устаревшие.
Регуляторы нашего времени бывают двух видов:
- встроенные — крепятся непосредственно к корпусу генератора и поставляются в комплекте со щеточным узлом;
- отдельно устанавливаемые — крепятся к кузову автомобиля.
Оба типа имеют неразрушимые корпуса и не подлежат ремонту. Если выходное напряжение отклоняется от нормального значения, и вы уверены, что виновником является стабилизатор, просто замените его на новый.
Причины и возможные последствия неисправности
Отказ генератора может быть вызван следующими причинами:
- Выход из строя регулятора напряжения («таблетка», «шоколадка» на сленге автомобильных энтузиастов);
- Износ (разрушение) щеток;
- Короткое замыкание обмотки возбуждения (ротора);
- Сломанные диоды (расположены в подкове);
- Изношенные подшипники и втулки.
Неисправный регулятор напряжения чаще всего приводит к тому, что аккумулятор не заряжается. В этом случае на приборной панели загорается значок индикатора «аккумулятор». Двигатель продолжает работать, пока аккумулятор не разрядится примерно до 8-9 вольт.
В течение дня аккумулятор может проехать от 30 до 50 километров при условии, что он достаточно заряжен в момент неисправности.
Если выходные каскады регулятора напряжения вышли из строя, проблема может заключаться в том, что выходное напряжение генератора повышается до 17-20 В. Это приводит к перезарядке аккумулятора.
Перезарядка приводит к закипанию электролита. Если под капотом возле аккумулятора есть следы коррозии, следует проверить генератор переменного тока.
Отказ диодного моста может произойти при случайном изменении полярности батареи (клеммы установлены в неправильной полярности). Диоды обычно разбиваются попарно на одной стороне.
Неисправный диод имеет сопротивление, близкое к нулю. После этого обмотка статора генератора замыкается и сильно нагревается.
После работы двигателя в течение нескольких минут обмотки перегреваются, и под капотом появляется запах горелой проводки. Чтобы избежать возгорания, выключите двигатель и проверьте генератор.
Изношенные щетки приводят к постепенному выходу генератора из строя. Сначала индикатор зарядки на приборной панели начинает мигать во время движения, а затем загорается постоянно. На многих моделях генераторов переменного тока щетки заменяются вместе с регулятором напряжения.
Короткое замыкание обмоток генератора может привести к значительным изменениям мощности, перегреву устройства.
Интересный факт: Конструкция и принцип работы генератора переменного тока: демонтаж главного
Реле регулятор напряжения генератора: как проверить лампой, прозвонить мультиметром, возможные неисправности
Регулятор напряжения устанавливается на автомобилях для поддержания стабильного напряжения от генератора переменного тока. Этот компонент защищает аккумулятор от перезарядки, продлевая срок его службы.
Именно отказ реле регулятора напряжения генератора является одной из наиболее распространенных неисправностей в бортовой сети автомобиля.
Возможные причины поломки реле регулятора
Современные модели реле имеют относительно долгий срок службы. Однако некоторые факторы могут привести к преждевременному выходу компонента из строя, а именно:
- Низкое качество самой детали.
- Возникновение короткого замыкания.
- Механическое разрушение компонента.
Попадание воды также может быть причиной поломки.
В некоторых моделях генераторов при износе щеток потребуется также заменить реле электронного регулятора. При нормальных условиях срок службы регулятора напряжения превышает 60 000 км.
Основные признаки неисправности
Существует два основных «симптома» отказа реле. Это недозарядка или перезарядка аккумулятора. Кроме того, неисправность подузла можно распознать по тусклому свечению фар или изменению их яркости при увеличении оборотов двигателя.
В случае недостаточной зарядки автомобиль будет трудно завести. Однако проявление этого «симптома» может быть не связано с генератором. Поэтому сначала убедитесь, что батарея находится в хорошем состоянии.
Если происходит перезарядка, нет сомнений, что причиной проблемы является неисправное реле. Существуют и другие возможные причины перезарядки, но они встречаются очень редко. Чрезмерная зарядка может привести к закипанию батареи. Об этом свидетельствует уменьшение количества электролита в банках и появление белого налета на батарее.
При подозрении на перезарядку или недозарядку аккумулятора следует провести диагностику генератора переменного тока.
Как проверить реле регулятор генератора на автомобиле
Реле регулятора напряжения генератора можно проверить с разборкой или без разборки блока.
Если есть подозрение, что система зарядки аккумулятора неисправна, диагностику следует начать с измерения напряжения аккумулятора при работающем двигателе. Показания выше 15 В указывают на неисправность регулятора напряжения.
Следующим шагом будет проверка реле путем тестирования кабеля управления компонентом. Если сопротивление больше 10 Ом, вероятно, неисправен регулятор напряжения.
Проверка мультиметром без демонтажа
Состояние реле можно проверить с помощью мультиметра. Демонтаж генератора не требуется. Перед началом диагностики достаточно очистить клеммы аккумулятора (их окисление может повлиять на работу автомобиля и показания счетчика).
Процедура диагностики заключается в следующем:
- Сначала запустите двигатель и дайте ему прогреться в течение нескольких минут.
- Затем подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора. После этого измерительный прибор будет установлен на 20 В.
- Затем измеряется напряжение. Этот показатель должен быть в диапазоне 13,2-14 В. Эти показания считаются нормальными для большинства автомобилей.
- Теперь увеличьте обороты двигателя (до 2-2,500). Напряжение должно увеличиться примерно на 0,2 В.
- Если обороты выше 3500 об/мин, мультиметр должен показывать 14-14,5 В, но не более.
Сильные отклонения в показаниях указывают на наличие неисправного регулятора напряжения.
Как проверить реле лампой
Во многих современных автомобилях реле подключено к щеткам. В этом случае регулятор можно проверить с помощью лампочки. Процедура выполняется следующим образом:
- Чтобы добраться до этой части, открутите крепежные винты и снимите клеммы. Реле расположено в задней части генератора.
- Чтобы проверить это, необходимо подготовить лампочку на 12 В с патроном, провода, вольтметр и источник питания (не более 20 В).
- Затем вам нужно будет собрать следующую схему.
Когда лампочка подключена, она должна загореться. Напряжение будет постепенно увеличиваться. Когда он достигнет 14,5 В, лампочка должна погаснуть. Если это произойдет позже, регулятор напряжения неисправен.
Когда напряжение упадет, свет должен снова загореться.
Этот метод проверки также может быть использован для некоторых моделей регуляторов напряжения, которые не имеют щеток.
Ремонт или замена: что выбрать?
Ремонт регулятора напряжения не следует откладывать. Стоимость новых реле для большинства моделей автомобилей не превышает 2000-2500 рублей, поэтому пытаться восстановить деталь в большинстве случаев просто нерентабельно. Существуют также интегральные регуляторы, которые вообще невозможно разобрать. Такие детали подлежат замене в 100% случаев.
Проверка снятой детали
Также можно проверить деталь, которая была снята с генератора. Для этого включите лампу мощностью 1-3 Вт, 12 В между щетками брашмейкера. Вам необходимо поочередно подключить источники питания к клеммам D+ и «земля». Сначала подключите источник 12 В, а затем источник 15-16 В.
Если все в порядке, индикатор загорится при подключении первого варианта и погаснет при подключении второго. Если горят оба, значит, неисправен регулятор. Лампа, которая вообще не горит, указывает на неисправность или отсутствие контакта между компонентами.
Чтобы проверить контакт, подключите лампу к контактам D+ и DF вместо щеток.
Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109
Причины отказа реле-регулятора
Причинами отказа регулятора напряжения могут быть:
- Короткое замыкание в цепи, включая межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
- Отказ выпрямительного моста (отказ диода);
- Смена полярности или неправильное подключение к клеммам аккумулятора;
- Попадание влаги в регулятор и/или корпус генератора (например, после мойки автомобиля или во время сильного дождя);
- Механические повреждения устройства;
- Естественный износ прибора, включая щетки;
- Низкое качество проверяемого устройства.
Существует несколько простых методов проверки регулятора, независимо от того, является ли узел съемным или нет.
Как проверить зарядку аккумулятора
Батарею можно проверить несколькими способами, но самый простой — использовать мультиметр. Для этого вам необходимо выполнить следующие действия:
- Подключите устройство к клеммам аккумулятора.
- Установите его в положение измерения напряжения при 20 В.
- Коснитесь положительной стороны красным наконечником, а отрицательной стороны — черным наконечником.
- Затем ознакомьтесь с показаниями.
Стоит отметить, что при проверке аккумулятора зажигание должно быть включено.
Как проверить ротор генератора мультиметром
Неисправный ротор автомобильного генератора сначала вызывает потерю зарядного тока и разрядку аккумулятора. Об этом свидетельствует световой индикатор разряда батареи на приборной панели.
Положение стрелки вольтметра — около красной зоны или в самой зоне. Это приводит к проверке якоря генератора с помощью мультиметра.
При проверке напряжения мультиметром при работающем двигателе показания напряжения на клеммах аккумулятора будут меньше требуемых 13,6 вольт. Для получения более точных результатов рекомендуется предварительно проверить заряд батареи от генератора переменного тока с помощью мультиметра.
Основными неисправностями ротора считаются короткое замыкание обмоток и обрыв проводов между обмоткой возбуждения и контактным кольцом. Нет необходимости снимать генератор с двигателя и извлекать ротор. Просто снимите регулятор напряжения и выполните все необходимые операции через открывшееся окно.
Чтобы проверить короткое замыкание обмотки возбуждения ротора, переведите мультиметр в режим омметра и поочередно нажимайте плюсовым щупом на контактные кольца. Минусовой щуп прижимается к земле — корпусу генератора.
Если значение сопротивления стремится к бесконечности, значит ротор в порядке и нет короткого замыкания на землю. Затем проверьте обмотку генератора на наличие обрыва с помощью мультиметра. Также переведите мультиметр в режим омметра, приложите плюсовой щуп к одному контактному кольцу, а минусовой щуп — к другому контактному кольцу.
Показания сопротивления от 5 до 10 Ом означают, что обмотка возбуждения в порядке. В большинстве случаев неисправный ротор следует заменить.
Однако не все компоненты могут быть проверены путем тестирования. Например, невозможно проверить щетки генератора с помощью мультиметра. Эта процедура заключается в визуальной диагностике после удаления щеточного набора.
При необходимости можно также снять регулятор напряжения. Щетки в целом равномерно изношены. В нормальных условиях длина щеток составляет 8-10 мм. Однако если длина меньше 4,5 мм, щетки необходимо заменить. Одновременно очищается угольная пыль, возникающая из-за трения щеток о кольца ротора.
При проведении диагностики генератора переменного тока неисправный ротор проверяется в последнюю очередь. В первую очередь проверяются другие компоненты, вероятность возникновения неисправностей которых выше.
Низкое напряжение, горящая лампочка на приборной панели и другие симптомы могут возникнуть при неисправности диодного моста или регулятора напряжения. В первую очередь проверяются они, а затем сам ротор.
Проверка совмещенного реле-регулятора
Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110
Для проведения надлежащей проверки соберите схему, показанную на рисунке. Для этого есть зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью можно было регулировать значение напряжения в цепи), лампочка на 12 В (например, от индикатора или фары, мощность 3…4 Вт), мультиметр, сам регулятор напряжения (он может быть от генератора переменного тока bosch, valeo или другого).
Провода, используемые для коммутации, предпочтительно должны иметь крокодилы.
Проверка регулятора напряжения на генераторе 37.3701: 1 — аккумулятор; 2 — клемма «земля» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 — клемма «W» регулятора; 5 — клемма «B» регулятора; 6 — сигнальная лампа; 7 — клемма «B» регулятора напряжения.
Если вы соберете схему, в которой напряжение будет соответствовать стандартным 12,7 вольт, лампочка просто загорится. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его до 14…14,5 В, лампочка должна погаснуть, если реле работает правильно.
Если нет, регулятор неисправен. Другими словами, когда напряжение достигает 14…14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) или выше, лампочка гаснет, а когда оно падает до того же уровня, снова загорается.
Важно, чтобы свет не гас, пока напряжение, подаваемое на регулятор, не достигнет 14 вольт. В противном случае генератор не сможет должным образом заряжать аккумулятор на холостом ходу.
Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107
Проверка регулятора напряжения в автомобиле ВАЗ 2108/2109
До 1996 года на ВАЗ 2107 с генератором 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого типа (17.3702). Процедура испытания описана выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (в него был встроен регулятор РН Я112В(В1)).
Как видно, алгоритм тестирования для всех регуляторов практически одинаков. Единственным отличием является значение отсечки, при котором срабатывает реле.
Ремонт или замена?
Лучше купить новый регулятор. Если он выйдет из строя, это приведет к серьезному повреждению компонентов. Конечно, вы можете попытаться снова заставить его работать, но в этом случае вы рискуете остаться с поврежденным генератором где-нибудь в городе.
Кстати: на автомобилях ВАЗ в качестве временной меры можно попробовать следующий способ:
- извлеките лампу фары из правой фары;
- установите одну из его катушек на клеммы, снятые с неисправного регулятора.
Если все сделано правильно, индикатор неисправности погаснет, а нужный загорится, и вы сможете добраться до сервиса. Помните, однако, что вы используете «народные методы» на свой страх и риск.
Диагностика регулятора требует умелого использования мультиметра, но в этом нет ничего сложного. Не забывайте периодически проверять работоспособность этой части автомобиля, и генератор переменного тока не преподнесет вам никаких неприятных сюрпризов.
Как проверить регулятор напряжения генератора у автомобиля: схема проверки мультиметром и пошаговое описание
Электрическая сеть каждого автомобиля питается от генератора переменного тока, который приводится в движение двигателем через ременную передачу.
Его скорость постоянно меняется от 900 до нескольких тысяч, заставляя ротор вращаться соответствующим образом.
Для нормальной работы всех электрических устройств и зарядки аккумулятора напряжение в бортовой сети должно быть стабильным, что обеспечивается регулятором напряжения.
Это самое слабое звено в электрической системе и первое, что вы должны проверить, когда заметите проблемы с зарядкой или другие проблемы в электрической системе вашего автомобиля.
Реле-регулятора – назначение, принцип работы, разновидности
Причиной появления регулятора напряжения в электрооборудовании автомобиля стало то, что генератор переменного тока не всегда подает на аккумулятор необходимое напряжение для правильной зарядки.
Основной проблемой является переменная скорость вращения коленчатого вала и, соответственно, вала электрогенератора, последний генерирует нестабильное напряжение.
Для функционирования бортовой электросистемы, зарядки аккумулятора требуется стабилизация мощности генератора переменного тока.
Регулятор напряжения выполняет следующие функции:
- Стабилизация выходного напряжения генератора в заданном диапазоне;
- Отключение (отключение цепей зарядки) при превышении максимально допустимого уровня.
Обмотка возбуждения генератора подключается устройством.
Фактически, RR служит цепью отрицательной обратной связи — увеличение вращения приводит к увеличению напряжения на выходе генератора (клеммы аккумулятора), благодаря RR происходит уменьшение обмотки возбуждения, уменьшение потока магнитного поля, уменьшение выходного напряжения генератора.
При уменьшении числа оборотов происходит обратный процесс. В этом случае напряжение батареи будет находиться в диапазоне от 14,2 до 14,5 В (14,8 В в некоторых автомобилях) независимо от числа оборотов.
Если напряжение батареи на клеммах превышает это значение, выход напряжения на клеммы полностью блокируется.
Разновидности реле-регулятора
Стабилизаторы напряжения классифицируются по нескольким признакам.
Устройства различаются по используемой компонентной базе:
- Реле, в которых для стабилизации и отключения используются только контакты коммутационного реле;
- Транзистор и гибридный транзистор-реле на основе полупроводниковых элементов (используется в автомобилях, выпущенных до 1990-х годов);
- Integral, архитектура которого основана на интегрированных полупроводниковых элементах и твердотельных коммутационных элементах, используемых в современных автомобилях;
- Микропроцессор (микроконтроллер) с предустановленными алгоритмами (режимами) (такие обычно используются в автомобилях высокого класса, например, Audi, BMW).
По реализации:
- Внешние (отдельные устройства, установленные на конструкциях тела);
- Встроенный в генератор переменного тока;
- Подключен к щеточному узлу генератора.
Существуют также устройства с регулировкой «+» и «-» (которые подключаются к разъему соответствующего кабеля), двух-, трех- и многоуровневые устройства.
Что это, где находится, как работает
Эта часть автомобиля отвечает за поддержание напряжения бортовой сети в определенных пределах.
Регулятор контролирует температуру окружающей среды, скорость вращения ротора, уровень электрической нагрузки и другие параметры. Он также защищает чувствительные компоненты генератора от перегрузок и отвечает за включение обмотки возбуждения и других систем.
Он расположен непосредственно в генераторе переменного тока. Независимо от модели машины, принцип работы AVR одинаков — когда напряжение повышается или понижается, компонент уменьшает или увеличивает ток возбуждения, чтобы вернуть значения на нужный уровень.
Вот как выглядит регулятор напряжения
Как проверить совмещенное реле
Для примера рассмотрим регулятор автомобиля ВАЗ 2110. Чтобы проверить работоспособность реле, соберите схему, подобную той, что показана на рисунке.
Реле регулятор ВАЗ 2110 — 37.3701:
- аккумулятор;
- контакт «земля» регулятора напряжения;
- регулятор напряжения;
- контакт «W» регулятора напряжения;
- клемма «B» регулятора;
- индикаторная лампочка;
- клемма «B» регулятора напряжения.
При сборке этой схемы при стандартном напряжении 12,7 вольт лампа должна только светиться.
Если напряжение регулятора поднять до 14-14,5 В, лампочка должна погаснуть. Если свет не гаснет при таком высоком напряжении, это означает, что регулятор неисправен.
Неисправности
Ниже перечислены наиболее распространенные причины выхода из строя регулятора напряжения:
- Если батарея неисправна, зарядный ток отсутствует, и батарея не заряжается. Это происходит из-за плохой проводки к клеммам реле или обрыва цепи от генератора к аккумулятору. Это можно устранить, закрепив кабель в цепи, проверив и отрегулировав регулятор напряжения и регулятор напряжения.
- Недостаточный зарядный ток при разряженной батарее или высокий зарядный ток при полностью заряженной батарее вызваны неправильной настройкой регулятора напряжения. Это можно устранить путем регулировки или замены устройства.
- Перегорание и чрезмерное свечение ламп происходит при неправильной регулировке регулятора напряжения или замыкании контактов. Это может быть устранено путем отсоединения и очистки закороченных контактов, регулировки или замены регулятора напряжения.
- Высокий ток разряда при остановке двигателя. Возникает при коротком замыкании контактов регулятора напряжения (спекание контактов, поломка пружины якоря) или коротком замыкании электрического кабеля. Ремонт включает в себя поиск и устранение короткого замыкания при отключенной батарее, проверку и регулировку ограничителя тока, размыкание и зачистку контактов, замену пружины и регулировку ее зазора и напряжения.
Не только регулятор
Проблемы с зарядкой аккумулятора могут возникать не только из-за неисправности регулятора напряжения. Источники проблем включают:
- Окисленные контакты в аккумуляторе, РР, генераторе переменного тока;
- Изолированные проводники (утечки, короткие замыкания);
- Повреждение целостности проводника (нет пути для протекания зарядного тока);
- Неисправности генератора и выпрямителя;
- Дефекты в системах самодиагностики электронных блоков.
Самые распространённые причины поломки
- Короткое замыкание диодного моста или щеток генератора. В результате генератор отключается или переходит на неконтролируемое напряжение.
- Сдвиг напряжения стабилизации. В этом случае стабильность напряжения сохраняется, но оно постоянно либо понижено, либо повышено.
- Окисление или выгорание контактов.
- Изменение размера зазора между контактами.
- Ослабление натяжения пружины.
- Проблемы с обмоткой — обрыв или короткое замыкание.
Неисправности можно выявить на ранней стадии — для этого посмотрите на соотношение расхода топлива и эффективности автомобиля. Если ваш автомобиль потребляет гораздо больше топлива, чем ему требуется, но при этом работает хуже, проблема, скорее всего, заключается в регуляторе.
Верным признаком является сила света фар в ночное время. Если вы заметили, что интенсивность габаритных огней и света приборной панели значительно снижается при движении в темное время суток, пора проверить регулятор.
Читайте также: Регулятор давления топлива: устройство элемента, признаки неисправности, самостоятельная диагностика и восстановление
Для чего нужен регулятор напряжения в автомобиле
Это маленькое, простое устройство выполняет важную функцию — регулирование напряжения. То есть, если напряжение выше, чем должно быть, регулятор должен понизить его, а если напряжение ниже, чем должно быть, регулятор должен повысить его.