Как работает климат контроль в автомобиле, особенности, схемы

Неполадки и ремонт
Содержание
  1. Климат-контроль в автомобиле
  2. В систему входят:
  3. Рекомендации в холодное время года
  4. Принцип использования устройства
  5. Типы и виды климат контроля автомобиля
  6. Виды климат контролей по рабочим зонам:
  7. Отличия в управлении кондиционера от климат-контроля
  8. Автоматические режимы работы однозонного климат-контроля
  9. Особенности использования
  10. Устройство автомобильного климат-контроля
  11. Состоит она из:
  12. Конструкция и принцип работы
  13. Функционирование климат-контроля в холодное время
  14. Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом
  15. Что такое кнопки Econ и Sync
  16. Как пользоваться климат-контролем
  17. В каких ситуациях не стоит использовать автоматический режим климат-контроля?
  18. Блок управления
  19. Установка климат контроля
  20. Для установки климат контроля потребуется:
  21. Профилактика и грамотная эксплуатация
  22. Функция уменьшения влажности
  23. Что делать, если не работает система климат контроля
  24. К примеру, на машине Nissan Tiida (Ниссан Тиида) диагностику делают в следующем порядке:
  25. Как работает кондиционер
  26. Когда пользоваться кондиционером полезно
  27. Плюсы и минусы климат контроля
  28. Плюсы климат контроля:
  29. Минусы:
  30. Как выполнить самостоятельную диагностики и определить причину поломки
  31. Назначение и устройство системы
  32. Система управления
  33. Следящие устройства
  34. Рабочие и исполнительные узлы
  35. Сервисные функции
  36. Общая информация
  37. Принцип функционирования
  38. Основные составляющие системы

Климат-контроль в автомобиле

Автомобильный кондиционер, или сокращенно КК, — это набор устройств, контролирующих заданную температуру внутри автомобиля независимо от того, какая температура снаружи.

В систему входят:

  • кондиционер;
  • обогреватель;
  • датчик температуры и влажности;
  • система фильтрации;
  • электронный блок управления (ЭБУ).

Кондиционер — это электронное устройство, принцип работы которого основан на передаче и получении информации от датчиков температуры из различных углов салона в ЭБУ. Водитель устанавливает температуру в салоне, а система поддерживает ее. Если температура превышает заданное значение, система включает радиатор; если становится прохладнее, система нагревает воздух.

Разница между кондиционером воздуха и кондиционером воздуха в том, что кондиционер воздуха только охлаждает, а кондиционер воздуха состоит из кондиционера и радиатора.

Вдуваемый воздух осушает воздух, поэтому окна не запотевают изнутри. Некоторые марки автомобилей оснащены ионизаторами воздуха.

Система климат-контроля умна; если воздух снаружи грязный, система автоматически рециркулирует воздух. Система фильтрации определяет, какая часть воздуха превышает предел загрязнения; если нет, воздух выводится наружу.








Рекомендации в холодное время года

Алгоритм устройства, описанный выше, является общим. Фактически, каждый производитель создает систему для определенной серии или модели. По этой причине программное обеспечение контроллера может существенно не отличаться.

Часто автовладельцы считают, что после установления комфортной температуры в салоне автомобиля нет смысла надевать теплые зимние ботинки. Однако если неожиданно пойдет снег, вам придется провести некоторое время на улице, пытаясь расчистить сугробы вокруг вашего автомобиля.

Если нет времени добраться до дома и сменить обувь, правильным решением будет воспользоваться ручным климат-контролем и переключиться в режим ножного обдува.

Еще одна распространенная ситуация — застрять в пробке в холодное время года. Это происходит из-за снега и льда. Помимо защиты от плохой погоды, становится важным избежать проникновения выхлопных газов в салон. В такие моменты очень полезен режим рециркуляции.

Современные модификации, выпускаемые сегодня, имеют возможность забора углекислого газа в окружающем пространстве и его последующего анализа.

Если вы оставите автомобиль на открытом воздухе, стекла могут покрыться коркой льда. Не все климатические установки имеют автоматический обогрев. Также может случиться, что выбранного времени нагрева недостаточно для растапливания льда на окнах.

В этой ситуации отключите автоматический режим и переключитесь на ручной обогрев лобового стекла. В это время также следует выбрать правильную скорость вращения вентилятора. После удаления ледяной корки можно снова включить автоматический режим.

Принцип использования устройства

Каждый автомобиль отличается друг от друга и имеет разный уровень оснащения. Поэтому управление кондиционером может варьироваться в зависимости от того, насколько дорог и авторитетен автомобиль.

Как правило, современные модели оснащаются классической системой управления, состоящей из кнопок и ползунков выбора, или сенсорным управлением, где все настройки выполняются с помощью встроенного дисплея для доступа к функциям.

Как правило, система активируется нажатием кнопки включения/выключения. Чтобы включить систему климат-контроля, нажмите A/c. Температурный режим можно отрегулировать с помощью поворотного селектора или установить нужное значение на сенсорном дисплее.

Для автоматического поддержания заданных параметров производитель предусмотрел кнопку Auto. Индикация направления воздушного потока для пассажиров или окон возможна отдельно с помощью поворотного селектора или сенсорного экрана.

Производитель рекомендует проводить профилактическое обслуживание системы каждый год, проверяя наличие утечек и устраняя проблемы, чтобы устройство могло работать как можно дольше без проблем. При необходимости специалисты сервисной службы доливают в систему специальную охлаждающую жидкость.

Типы и виды климат контроля автомобиля

Кондиционеры классифицируются в зависимости от мощности, удобства управления, количества рабочих зон и дополнительных функций.

Виды климат контролей по рабочим зонам:

  1. Однозонный.
  2. Двухзонный.
  3. Три зоны.
  4. Четыре зоны.

Как работает мультизональная система кондиционирования воздуха

  1. Самой простой системой является однозонная система, которая охлаждает или нагревает только зону водителя и зону переднего пассажира.
  2. Двухзонный кондиционер, как и однозонный, регулирует поток воздуха только в зоне водителя и переднего пассажира. Только, вы уже можете регулировать, вы можете установить разные температуры для зоны водителя и зоны пассажира.
  3. Трехзонный кондиционер позволяет установить температуру в зоне задних пассажиров.
  4. Четырехзонный климат-контроль — самый современный климат-контроль.

Отличия в управлении кондиционера от климат-контроля

Кондиционер охлаждает и осушает воздух. Водитель должен отрегулировать температуру доставки в режиме онлайн.

Основное отличие заключается в том, что кондиционер не имеет обратной связи, т.е. установить желаемый режим невозможно.

Автоматические режимы работы однозонного климат-контроля

Воздушный поток может быть установлен на:

  • глава
  • голова и ноги;
  • ветровое стекло и ноги;
  • ветровое стекло.

Эти мультизоны соответственно имеют несколько направлений.

Особенности использования

Правильное использование установленного кондиционера зависит от личных предпочтений водителя и пассажиров. Инструкции по эксплуатации являются стандартными для всех автомобилей, хотя настройки можно понять интуитивно. На панели управления имеются механические или сенсорные кнопки для выбора:

  • зона обогрева (ноги, голова или ступни, лобовое стекло);
  • желаемый уровень температуры (для всех зон или индивидуально);
  • скорость движения воздуха в салоне.


Настройка температуры для отдельных зон
Многозональные климатические системы содержат аналогичные параметры, но они могут быть установлены отдельно для каждой зоны. Возможны и другие функции, например, вентиляция салона.

Устройство автомобильного климат-контроля

Эта система является сложной, так как содержит электронику, радиатор и нагреватель.

Состоит она из:

  1. Электронный блок управления.
  2. Датчики температуры и влажности.
  3. Приводные механизмы.

Из чего состоит система климат-контроля автомобиля:

  1. ЭБУ является мозгом системы. Он состоит из контроллера с управляющим программным обеспечением и системы ввода данных. Работа контролируется ЭБУ. Он отслеживает скорость вращения вентилятора, информацию о температуре от датчиков и положение дроссельной заслонки.
  2. Датчики. Они устанавливаются как внутри, так и снаружи автомобиля. В зависимости от того, сколько датчиков установлено в системе. Они устанавливаются непосредственно на выходе воздуха, что дает более точное представление о температуре.
  3. Приводы. Это относится к самому отопителю (радиатору) и радиатору (кондиционеру), а также к вентиляторам, глушителям двигателя, воздуховодам, дефлекторам и т.п.

Конструкция и принцип работы

Конструкция системы довольно сложна и состоит из десятков исполнительных механизмов. Стандартная реализация системы кондиционирования включает в себя:

  1. Датчики, установленные внутри и снаружи автомобиля. Они расположены в функциональных зонах и предоставляют информацию о температурных условиях внутри автомобиля для регулирования работы оборудования. Внешние датчики анализируют загрязнение воздуха и ультрафиолетовое излучение.
  2. Блоки управления климат-контролем, которые выполняют роль исполнительного механизма. Стандартные системы состоят из кондиционера, радиатора отопления, модуля HVAC, воздуховодов, вентиляторов, фильтров и дополнительных компонентов, необходимых для нормального воздухообмена.
  3. Электронный блок управления, предназначенный для настройки работы кондиционера, а также для считывания параметров датчиков, анализа температурных условий и подачи команд на оборудование кондиционера.


Примерная схема системы климат-контроля

Принцип работы довольно прост. Водитель регулирует настройки температуры с помощью блока управления, после чего значения, полученные от датчиков, сравниваются с номинальными значениями.

Если нет, включается отопление или кондиционер, чтобы изменить воздух до нужного значения. Затем система переходит в режим ожидания, а при изменении температуры оборудование автоматически включается снова.

Функционирование климат-контроля в холодное время

Зимой система кондиционирования воздуха используется в основном для нагрева наружного воздуха. В этих условиях достаточно нагревателя.

При нулевой температуре плюс высокая влажность в сочетании со снегом и дождем вы можете использовать весь потенциал системы — переключите ее в автоматический режим. Система кондиционирования воздуха поможет вам удалить лишнюю влагу.

Типы кондиционеров

  1. Наиболее примитивным типом системы является однозональный кондиционер. Как видно из названия, оборудование способно поддерживать микроклимат в одной зоне, где располагаются водитель и передний пассажир.
  2. Двухзонный кондиционер контролирует показатели отдельно для водителя и переднего пассажира. Это удобно, потому что у каждого свое представление о том, какой должна быть комфортная температура.
  3. Трех- и четырехзонное оборудование также позволяет задним пассажирам регулировать температуру в соответствии со своими предпочтениями.

2-, 3- и 4-зонные системы были объединены в одну группу — мультизональное кондиционирование воздуха.

Как правильно пользоваться климат контролем в автомобиле летом

Работа кондиционера летом имеет следующие характеристики:

  1. Не устанавливайте температуру менее чем на 10 градусов выше температуры окружающей среды. Такая большая разница температур может вызвать серьезные проблемы со здоровьем из-за переохлаждения.
  2. Перед включением этой системы необходимо проветрить салон. Это значительно снижает температуру воздуха и ускоряет его охлаждение.
  3. Для ускорения охлаждения необходимо включить режим рециркуляции воздуха.
  4. Не открывайте люк или окна во время работы системы. Это может привести к отображению на датчиках ошибочной информации.

Что такое кнопки Econ и Sync

Функциональность специальных клавиш Econ и Sync неясна. Они доступны не во всех системах. Первый используется для оптимизации работы кондиционера, когда автомобиль работает на пределе возможностей или необходимо экономить топливо.

Муфель компрессора открывается чаще, и его ротор перестает нагружать двигатель, а обороты холостого хода снижаются. Эффективность кондиционера снижается, но такой компромисс иногда полезен.

Кнопка Sync означает синхронизацию всех зон многозонной системы. Она становится однозонной системой. Работа упрощена, нет необходимости устанавливать начальные данные для всех выделенных пространств.

Как пользоваться климат-контролем

Каждый, кто впервые покупает автомобиль с кондиционером, сразу же начинает интересоваться, как включить кондиционер, как его отрегулировать и т.д.

Стандартное обозначение кнопки включения/выключения — ON-OFF.

Для включения кондиционера кнопка обозначена A/C.

Максимальная разница между зонами обычно составляет 5 градусов.

Чтобы система поддерживала температуру автоматически, нажмите кнопку AUTO.

Для выбора направления воздушного потока используйте кнопки направления воздушного потока.

Это означает, что если автомобиль движется на низких оборотах на пятой передаче, то лучше всего переключиться на четвертую передачу, что снизит обороты и облегчит управление кондиционером.

заправка кондиционеров
Вот как выглядят знаки на приборной панели некоторых моделей Volkswagen.

По крайней мере, раз в год эксперты рекомендуют проверять утечку хладагентсодержащего оборудования. Если объем хладагента, чаще всего фреона, уменьшился, необходимо долить его; обычно это делают специалисты, выполняющие ремонт автомобильных кондиционеров.

Рекомендация: лучше включать кондиционер не раньше, чем через минуту после запуска двигателя. Это относится и к кондиционерам воздуха. А охлаждающие устройства рекомендуется отключать за минуту до выключения двигателя.

В каких ситуациях не стоит использовать автоматический режим климат-контроля?

Во время эксплуатации автомобиля могут возникнуть некоторые необычные ситуации, которые ограничивают использование кондиционера. Наиболее распространенные из них приведены в таблице ниже.

Режим вождения или ситуация Влияние Рекомендации
Тяжелое движение с частыми ускорениями Компрессор кондиционера потребляет некоторое количество энергии Временно отключите кондиционер
Езда в длинных пробках. Ухудшение условий охлаждения может привести к перегреву двигателя. Система кондиционирования воздуха не охлаждает воздух в достаточной степени Периодически выключайте кондиционер для охлаждения двигателя и радиаторов
Вождение в зоне с пыльным или загрязненным воздухом Риск проникновения мелкой пыли и запахов через фильтр Включите режим рециркуляции.
Слепящее ветровое стекло Недостаточный поток воздуха в автоматическом режиме для удаления влаги. Переключение на ручной режим с максимальным потоком воздуха через ветровое стекло.
Компрессор не включается зимой. Постоянная остановка компрессора приводит к повреждению шлангов Рекомендуется поставить автомобиль на теплое парковочное место и принудительно включить компрессор. Обрабатывайте компрессор не реже одного раза в месяц

Блок управления

Блок управления — электронный, поэтому информация, полученная от датчиков, быстро обрабатывается специальной программой в автоматическом режиме, формирует и передает команды на исполнительные механизмы.

Установка климат контроля

Владельцы автомобилей, не оборудованных кондиционером на заводе, могут заказать его установку или установить самостоятельно. Однако не каждый автомобиль может быть оснащен кондиционером.

Это зависит от конструкции печи, а именно от того, можно ли подключить дополнительные приводы и проложить проводку под переборкой.

Для установки климат контроля потребуется:

  1. Жгут проводов, весь жгут.
  2. Сервоприводы.
  3. Два датчика температуры, устанавливаемые в патрубки радиатора.
  4. Два датчика температуры устанавливаются в центральных воздуховодах.
  5. Один датчик вентилятора.
  6. Электронный блок управления.
  7. Датчик солнечного излучения (опция).

Профилактика и грамотная эксплуатация

Кондиционер или нагреватель, работающий как часть системы кондиционирования воздуха, необходимо поддерживать в оптимальном техническом состоянии.

Водители допускают простые ошибки при эксплуатации системы и не понимают, как работает кондиционер в автомобиле.

Существует несколько рекомендаций, которые помогут избежать нежелательных поломок и дорогостоящего ремонта кондиционера:

  1. Проверяйте систему на наличие утечек не реже одного раза в год, так как используемый хладагент может просачиваться через сломанные фитинги, ослабленные крепления и другие поврежденные участки;
  2. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и долейте ее, как только он упадет (это дешевле, чем полная дозаправка системы);
  3. Только специализированные сервисные центры имеют право осуществлять ремонт и техническое обслуживание, так как самостоятельный ремонт устройства не рекомендуется;Автосервис
  4. Проводите диагностику работы электронного блока одновременно с заправкой;
  5. Рекомендуется запускать систему не менее чем через 1 минуту после запуска двигателя и останавливать ее не менее чем за 1 минуту до остановки двигателя;
  6. Чтобы избежать проблем со здоровьем, установите температуру внутри салона не ниже 10 градусов по отношению к наружной температуре (если на улице 30 градусов Цельсия, рекомендуется включать кондиционер не холоднее 20 градусов);
  7. Периодически меняйте салонный фильтр, особенно если системы охлаждения и отопления используются регулярно;
  8. Чистить радиатор (кондиционер), чтобы избавиться от накопившейся пыли, включая режим продувки раз в месяц в течение 5-10 минут;
  9. Очистите вентиляцию салона доступными методами, чтобы избавиться от грязи и скопления вредных микроорганизмов.

Простые меры, помогающие продлить срок службы оборудования для кондиционирования воздуха.

Если вы не будете придерживаться этих рекомендаций, вы будете регулярно сталкиваться с проблемами и дорогостоящим ремонтом.

Функция уменьшения влажности

Практически все знают, что кондиционер, работая на охлаждение, также осушает воздух. И мало кто слышал, как справляется с этой задачей кондиционер в автомобиле зимой. Система оснащена специальным датчиком влажности, который выполняет эту функцию. Данные с этого датчика передаются на контроллер.

При температурах ниже нуля осушение обычно не требуется, и нагреватель справляется с водяным паром. Ситуация меняется при температурах, близких к нулю, при выпадении снега и оттепели. Стекла автомобиля начинают сильно запотевать. В этой ситуации система климат-контроля будет реагировать следующим образом:

  • Датчик влажности сообщит контроллеру о необходимости удаления избыточной влаги;
  • Контроллер даст команду на одновременное включение кондиционера и обогревателя;
  • Влажный воздух, проходящий через испаритель кондиционера, оставляет частицы влаги на ячейках теплообменника в виде конденсата или инея;
  • После испарителя воздух поступает в радиатор отопителя, где также происходит его дальнейшее осушение.

Таким образом, использование кондиционера предотвращает запотевание стекол и обеспечивает комфортное вождение зимой.


Фильтр кабины

Что делать, если не работает система климат контроля

Как и любое другое устройство, систему климат-контроля можно диагностировать самостоятельно. В зависимости от марки и модели автомобиля, ошибки неисправности системы климат-контроля автомобиля могут сигнализироваться по-разному.

К примеру, на машине Nissan Tiida (Ниссан Тиида) диагностику делают в следующем порядке:

  1. Включите зажигание. Нажмите кнопку OFF, чтобы перевести систему кондиционирования в режим самодиагностики. Должны загореться все соответствующие индикаторы.
  2. Поднимите температуру на один шаг, на дисплее появится «2». В этом режиме провода проверяются на наличие обрывов. Если все провода целы, вместо цифры «2» должна появиться цифра «20». Если в цепи есть проблемы, вместо 20 могут быть другие индикации, этот код следует проверить в руководстве по расшифровке кодов ошибок.
  3. Проверьте, в каком положении находятся мешалки и заслонки направления воздуха. Увеличьте здесь температуру еще на +1, должна появиться цифра 3 и начнется самодиагностика. Если в этой секции нет неисправности, появится цифра 30. Если есть другие признаки, обратитесь к руководству пользователя и проверьте код ошибки кондиционера.
  4. Проверьте все имеющиеся заслонки затвора. Поднимите ступеньку еще на одну единицу. В машине есть 6 различных заслонок. Проверьте работу каждой заслонки, переключая каждую заслонку отдельно, чтобы вручную проверить, поступает воздух или нет.
  5. Проверьте, правильно ли датчики измеряют температуру. Охладите кабину, если в ней жарко, проветрите ее, чтобы данные были более точными. Снова поднимите температуру на одну единицу. На экране дисплея должна появиться цифра 5. Сначала начинается проверка датчика наружной температуры. Нажмите кнопку обдува ветрового стекла, одновременно на дисплее должна появиться температура наружного воздуха. Нажмите ту же кнопку второй раз, и на экране появится температура внутри автомобиля. Нажмите эту кнопку в третий раз, и на дисплее появится температура всасываемого воздуха (если все единицы измерения западные, то в Фаренгейтах, если для России и стран СНГ, то в Цельсиях).
  6. Скорректируйте показания температуры. Вы можете вручную установить диапазон температур для датчика температуры от -3 до +3 градусов. Для корректировки температуры установите значение температуры обратно на цифру 5.

Управление действием может быть разным для каждой модели.

Как работает кондиционер

В связи с недавним ростом цен на топливо и экономическим кризисом многие автомобилисты выступают за отказ от использования автомобильного кондиционера. Существует множество рекомендаций по общему энергосбережению, и использование встроенного в заводскую конструкцию охлаждения является одним из основных факторов, способствующих низкому расходу топлива.

Противники кондиционирования воздуха рекомендуют использовать традиционную вентиляцию, т.е. воздух поступает через окно. Очевидно, что этот вариант очень непрактичен, особенно зимой, когда открытое окно может вызвать грипп и воспаление.

Однако для того, чтобы выбрать лучшее решение для вас, стоит сначала рассмотреть наиболее распространенные преимущества и недостатки использования кондиционера в автомобиле.

Активное охлаждение салона с помощью кондиционера может увеличить общий расход бензина на 10%! Исследования показали, что открытые для проветривания окна при движении со средней скоростью 70 км/ч (или ниже) обеспечат вашему автомобилю максимальную эффективность с точки зрения расхода топлива и комфорта.

В большинстве стандартных ситуаций (езда по городу, поездка в торговый центр, встреча с друзьями или семьей) всегда проще всего вентилировать автомобиль естественным воздухом, если окружающая среда и температура не вызывают дискомфорта и не влияют на нормальное функционирование автомобиля.

Таким образом, с весны до осени вы можете держать окна своего автомобиля открытыми, когда позволяет жара, сохраняя при этом минимальный расход топлива.

Начнем с хладагента (r134a) внутри системы. Этот хладагент был разработан специально для автомобильной промышленности в конце 1980-х годов и несколько отличается от бытовых или промышленных хладагентов. Некоторые называют его «фреоном».

Часть газа находится под давлением внутри системы. Когда система не работает, хладагент остается газом низкого давления. Оптимальным свойством газа является его способность выходить из горячего состояния при сжатии и, охлаждаясь в конденсаторе перед радиатором, превращаться в жидкость под давлением, которая затем выпускается через расширительный клапан или мембрану (небольшое отверстие).

Жидкость под высоким давлением немедленно превращается в пар под низким давлением, который создает охлаждение внутри испарителя, а затем двигатель вентилятора прогоняет воздух через него в вентиляционную систему и внутрь устройства.

Сердцевина испарителя выглядит как небольшой радиатор, который находится внутри автомобиля. Когда хладагент израсходует свой холодный заряд, он собирается в шланг низкого давления и направляется в компрессор, где рециркулирует.

Хладагент передается от одного компонента к другому по шлангам или трубам. Шланг со стороны высокого давления соединяет компрессор с конденсатором, от конденсатора — с расширительным клапаном или трубкой с отверстием перед испарителем. Низкая сторона соединяет испаритель с компрессором.

Расширительный клапан или мембрана выполняют по сути одну и ту же задачу, в системе может быть либо одно, либо другое. Размер расширительного клапана может меняться в зависимости от температуры, в то время как мембрана имеет фиксированный размер.

Автокондиционирование

Когда пользоваться кондиционером полезно

Если вы превышаете скорость 70-80 км/ч, как это обычно бывает при длительной поездке в другой город, лучше держать окна закрытыми и пользоваться кондиционером. Открытые окна увеличивают расход топлива до 20%!

Сильный поток воздуха замедляет автомобиль и делает его еще более неустойчивым, не говоря уже о неуклюжем управлении. Однако быстрая езда с закрытыми окнами некомфортна, поэтому при движении на высоких скоростях имеет смысл использовать кондиционер.

Помимо кондиционера, существуют и другие решения для поддержания вентиляции и комфорта внутри автомобиля. Во-первых, основной вентилятор автомобиля, если его ввести в салон, может достаточно хорошо вентилировать автомобиль и снижать температуру.

Он также может изменить запах в автомобиле, а именно избавиться от «аромата» топлива или улицы. Лучше всего использовать эту настройку на максимуме, но при желании можно выбрать менее интенсивную настройку.

Еще один очень простой метод — припарковать автомобиль на стоянке или в прохладном месте в тени. В жаркий день вы получите больше комфорта и снизите расход топлива.

Плюсы и минусы климат контроля

Преимущества этой системы, безусловно, перевешивают недостатки. У каждой системы есть преимущества и недостатки, и когда недостатки перевешивают преимущества, возникает вопрос, действительно ли вам нужна эта система. Но в данном случае это не так.

Плюсы климат контроля:

  1. Создает комфортные условия для водителя и пассажиров;
  2. Работает на автоматике, вы один раз задаете режим и включаете его;
  3. Большой выбор регулировок;
  4. Участие человека сведено к минимуму, нет необходимости каждый раз устанавливать температуру;
  5. Система, как правило, проста и быстра в эксплуатации.

Минусы:

  1. Высокая стоимость автомобиля в случае установки кондиционера;
  2. Высокие затраты на ремонт и заправку в случае поломки;
  3. Увеличивает расход топлива при включенном режиме;
  4. Невозможно отремонтировать самостоятельно.

Как видите, недостатки не настолько серьезны, чтобы отказывать себе в покупке автомобиля с кондиционером. Ну и что, что расход топлива чуть выше, ну и что, что ремонт дорогой, ну и что, что машина будет стоить на десятки тысяч рублей дороже, зато ездить на ней будет комфортно.

Как выполнить самостоятельную диагностики и определить причину поломки

Каждый производитель, выпускающий эту систему, дает возможность по приведенным кодам ошибок определить, что именно произошло с кондиционером. Конечно, все разработчики по-разному определяют процедуру диагностики. Тем не менее, наиболее универсальной системой, которая работает на большинстве климатических систем, является следующая:

  • Водитель должен включить зажигание автомобиля и нажать кнопку включения/выключения кондиционера;
  • Если система включится и загорятся все индикаторы устройства, можно приступать к следующему шагу;
  • Здесь необходимо проверить целостность электрической цепи. Для этого установите температуру на один градус выше заданной и подождите. На экране блока управления должна загореться цифра 2, а затем 0. Если это не так, на экране появится код ошибки, объясняющий причину неисправности;
  • Затем проверяется регулировка затвора. Это также делается путем увеличения заданной температуры на 1 градус и ожидания отображения кода 30, указывающего на то, что с этими элементами все в порядке. Если это не так, снова отображается код причины неисправности A/C.

Чтобы система работала как можно дольше, необходимо регулярно чистить систему вентиляции салона и менять фильтр.

В целом, наличие кондиционера в автомобиле позволяет в считанные минуты организовать комфортную температуру для водителя и пассажиров. Он гораздо удобнее и современнее стандартного кондиционера, но требует надлежащего ухода и обслуживания.

Назначение и устройство системы

Система кондиционирования воздуха поддерживает оптимальный температурно-влажностный режим в салоне при минимальном участии водителя. Это происходит благодаря взаимодействию кондиционера, обогревателя и системы вентиляции, работающей в автоматическом режиме. С этой системой водитель должен установить желаемую температуру в салоне, а кондиционер сделает все остальное.

Система кондиционирования воздуха в автомобиле — это сложная климатическая система, состоящая из большого количества компонентов. Однако если рассматривать устройство этой системы в целом, то она включает в себя:

  1. Система управления;
  2. Устройства слежения;
  3. Рабочие и исполнительные узлы.

По сути, климатическая система построена по тому же принципу, что и все современные автомобильные системы.

Система управления

Основным компонентом системы климат-контроля является электронный блок управления. Этот блок получает и обрабатывает информацию от устройств мониторинга, а также от панели управления системы, с помощью которой водитель устанавливает температурный режим. ЭБУ управляет исполнительными механизмами на основе всех полученных данных.

В большинстве случаев кондиционер работает автоматически — он поддерживает заданную температуру и следит за чистотой воздуха, поступающего в салон. Но во многих версиях также реализовано ручное управление нагревателем и кондиционером, что позволяет нагнетать воздух в нужную зону.

Следящие устройства

Вся информация, необходимая для правильной работы кондиционера, поступает от датчиков. Их количество постоянно увеличивается, что позволяет более точно определить климат в салоне и отрегулировать установку. Однако существуют основные устройства контроля, которые присутствуют во всех климатических контроллерах. К ним относятся датчики для:

  • Температура наружного воздуха;
  • Температура выходящего воздуха (подача воздуха в салон);
  • Температура испарителя кондиционера;
  • Интенсивность солнечного света;
  • Положения заслонок.

Эти датчики используются для регулирования работы системы кондиционирования воздуха. Например, с помощью температурных датчиков система определяет, необходимо ли нагреть или охладить воздух, учитывая естественный нагрев салона солнечными лучами.

Пример двухзонного климат-контроля

Отдельно ЭБУ управляет блоками A/C — давлением в системе и температурой компрессора. В случае возникновения аварийной ситуации (давление в системе превышает норму, сбой выделившегося хладагента), благодаря этим датчикам, ЭБУ отключает кондиционер, не повреждая основные узлы.

Более совершенные системы кондиционирования воздуха дополняются дополнительными датчиками:

  • температура ветрового стекла;
  • влажность воздуха в пассажирском салоне;
  • Температура в пешеходной зоне;
  • Качество воздуха;
  • Количество пассажиров в салоне.

Благодаря датчикам температуры ветрового стекла и влажности в салоне кондиционер способен определить, что ветровое стекло может запотеть, и принять меры по устранению этого запотевания — подавая теплый воздух на ветровое стекло. Система может также осушать сам воздух, чтобы обеспечить необходимую влажность в салоне.

Датчик качества воздуха обнаруживает загрязняющие вещества, а блок управления определяет, должен ли воздух всасываться снаружи или рециркулировать.

Система использует датчик присутствия пассажиров для расчета объема воздуха, который должен быть выпущен в салон.

Рабочие и исполнительные узлы

Система климат-контроля объединяет системы отопления, кондиционирования и вентиляции пассажирского салона. Именно эти компоненты обеспечивают нагрев, охлаждение и подачу воздуха.

Отопитель, испаритель кондиционера и вентилятор принимают непосредственное участие в создании климата в салоне автомобиля. Эти компоненты можно отнести к категории рабочих элементов.


Расположение компонентов системы кондиционирования воздуха

С другой стороны, к исполнительным механизмам относятся воздуховоды, идущие к нужным зонам, и заслонки с электроприводом. Кроме того, к этому компоненту относятся электрические воздухонагреватели в некоторых системах.

Демпферы являются основными компонентами в компоненте привода. Они обеспечивают подачу воздуха в необходимые зоны и переход воздуха из режима подачи в режим рециркуляции.

Такие демпферы используются в конструкции кондиционеров для автомобиля:

  • Внешняя подача воздуха;
  • Центральный;
  • рециркуляция;
  • подачу воздуха в нужную зону;
  • Контроль температуры.

Все амортизаторы имеют электрический привод и управляются ЭБУ. Кроме того, ЭБУ контролирует и регулирует работу вентилятора вентиляции, так что это тоже исполнительный элемент.

Используя большое количество демпферов, можно установить:

  • Режим работы (подача, рециркуляция);
  • Зона питания (лобовое стекло, ноги, область головы, комбинированные зоны — ноги/шея, ноги/голова);
  • Распределение воздуха (прямой поток, рассеивание).

Что касается последней функции, прямое распределение воздуха в последнее время используется все реже и реже из-за менее комфортных условий, создаваемых сквозняком, возникающим при прямом проведении воздуха. Диффузия предпочтительнее, но для этого требуется соответствующим образом распределенная сеть воздуховодов.

Сервисные функции

Ваша система климат-контроля предлагает ряд дополнительных функций. Например, существует несколько режимов охлаждения:

— автоматический

— лицо-ноги

— ветровое стекло-нога

— ветровое стекло

Последний пункт обычно работает в режиме антизапотевания, с максимальной скоростью вентилятора и осушением воздуха.

Кондиционер обязательно должен иметь режим рециркуляции воздуха, он может быть полезен, например, при движении в пробках или для быстрого охлаждения салона в очень жаркий день.

Общая информация

Кондиционер воздуха — это современная технологическая система, обеспечивающая превосходный комфорт для водителя и пассажиров. Его основная задача — обеспечить максимально комфортную температуру в пассажирском салоне на протяжении всего путешествия.

Принцип функционирования

Основной принцип работы заключается в поддержании оптимальной температуры с помощью кондиционирования и отопления. Для получения информации о температуре в салоне установлены датчики, которые передают необходимую информацию на блок управления.

Затем блок управления посылает сигнал на определенные исполнительные механизмы, например, на температурную заслонку. Весь процесс настройки и отключения датчиков полностью автоматизирован.

Основные составляющие системы

Вышеупомянутая система состоит из следующих компонентов:

  1. Блок управления. Это «мозг» данной системы, который обрабатывает входящие сигналы и посылает команды основным устройствам.
  2. Датчики. Он расположен внутри салона и контролирует состояние основных параметров климата в салоне. Эти датчики установлены в большинстве моделей автомобилей: температуры, солнца, состояния автомобиля.
  3. Приводы. Выполните задание, исходящее от блока управления. Например, на электросенсор вентилятора подается сигнал для увеличения потока воздуха.
  4. Демпфер. Для правильной работы всей системы








Воздушная заслонка — это очень важная деталь, которая регулирует распределение теплого и холодного воздуха в салоне.

Демпферы бывают нескольких типов: — центральные, используемые для основного регулирования температуры воздуха; — рециркуляционные, функция которых заключается в реализации регулирования интенсивности воздушного потока; — для подачи наружного воздуха; — для выполнения обдува окон.

Система климат-контроля в автомобиле обеспечивает комфорт и удобство для водителя и пассажиров. Он отличается от кондиционера прежде всего тем, что постоянно поддерживает заданные климатические условия. Система может быть однозонной или многозонной.

Читайте также: Набор для ремонта бескамерных шин: как пользоваться

В связи с его сложностью у владельцев автомобилей в процессе эксплуатации может возникнуть ряд вопросов, в частности: «Как использовать климат? Что делать, если кондиционер не включается? Как почистить кондиционер?». Мы постараемся подробнее остановиться на этой и многих других темах.

Оцените статью
Блог про ремонт автомобилей