- Вступление
- Другие возможные неполадки
- Засоренные инжекторы
- Свечи
- Неисправность в системе подачи топлива
- Утечка жидкостей
- Причины колебаний оборотов на холостом ходу для разных моторов
- Карбюраторный двигатель
- Инжекторный двигатель
- Дизельный двигатель
- Не отрегулирован или неисправен газовый редуктор
- Признаки нестабильного режима холостого хода
- Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:
- Скачки оборотов мотора: как исправить
- Подсос воздуха
- Регулятор холостого хода
- Клапан вентиляции картера
- Замена ДМРВ
- Дроссельная заслонка
- Регулировка холостого хода двигателя
- Электромагнитный клапан карбюратора
- Жиклёр холостого хода
- Нахождение неисправности самостоятельно
- Причины, почему плавают обороты
- Подсос воздуха в системе
- Регулятор холостого хода
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Дроссельная заслонка
- Датчик массового расхода воздуха
- Правильная диагностика двигателя
- Своевременная замена свечей зажигания
- Профилактическая замена высоковольтных проводов
- Замена и проверка катушек зажигания
- Чистка и промывка форсунок двигателя
- Замена клапана IMRC или двух клапанов IMRC
- Замена погружного или подвесного бензонасоса
- Карбюраторные двигателя
- Почему на холостом ходу плавают обороты двигателя: возможные причины и способы решения проблемы :
- Режим холостого хода
- Почему плавают обороты на холостом ходу?
- Стабилизация оборотов
- Электромагнитный клапан на карбюраторных силовых установках
- Клапан ЕГР
- Регулятор холостого хода
- Причины неправильной работы на холостом ходу
- Датчик давления системы гидроусилителя
- Методика поиска проблемы на отечественных карбюраторных системах
Вступление
Довольно часто автовладельцы сталкиваются с неприятной причиной, которая может снизить удовольствие от вождения автомобиля или даже вовсе лишить этого приятного занятия. Эта проблема вызвана колебаниями оборотов двигателя, когда игла тахометра на приборной панели начинает прыгать, а звук двигателя становится просто ужасным.
Многие неопытные водители сразу приходят в ужас и как можно скорее отгоняют машину в сервис, но так ли все страшно, как может показаться?
Это не только раздражает водителя, но и может привести к значительному повреждению двигателя или подвергнуть опасности водителя и пассажиров, находящихся в автомобиле. Если обороты двигателя вашего автомобиля начинают плавать, необходимо как можно скорее устранить проблему, но существует ряд причин, по которым обороты двигателя могут быть нестабильными.
В статье рассказывается о причинах, которые могут привести к плавающим оборотам двигателя и неустойчивой работе двигателя. Изучив статью, вы легко сможете определить причину неисправности вашего автомобиля и, возможно, даже устранить ее самостоятельно.
Другие возможные неполадки
К сожалению, описанные выше проблемы (в основном связанные с неисправностью блока управления двигателем) вряд ли удастся решить самостоятельно. В конце концов, не у всех есть необходимые знания и оборудование. Но диагностировать и, если возможно, вылечить виновника, за которым плывут революции, можно и самому.
Хотя наличие собственного диагностического прибора и умение правильно считывать с него информацию еще никому не вредило. Это только выгодно и экономично.
Засоренные инжекторы
Они также являются вероятной причиной неравномерного вращения и отказа двигателя.
Смешиваясь с потоком чистого топлива, инжектор произвольно ухудшает работу привода, а также значительно увеличивает расход топлива. Определить засорившуюся форсунку можно при небольшом слесарном навыке.
Для этого снимите рейку инжектора, которая находится в блоке цилиндров. При ближайшем рассмотрении можно обнаружить форсунки инжектора, которые все еще должны быть подключены к топливной системе.
Запустите двигатель и сделайте несколько оборотов стартером. Вы сразу узнаете виновника по неравномерному распылению. Хотя большинство методов очистки инжекторов и предполагает обращение в автосервис, их можно очистить с помощью растворителя (или другого состава для очистки инжекторов) без посторонней помощи. Даже не снимая их с двигателя.
Свечи
Технология свечей зажигания развивалась и совершенствовалась вместе с развитием всей автомобильной промышленности. В настоящее время существуют свечи зажигания с различной износостойкостью. Например, свечи с иридиевыми электродами можно использовать до 70 000 км. Однако многие предпочитают более дешевые никелевые пробки.
Специалисты рекомендуют согласовывать замену свечей зажигания этого типа с графиком замены масла. К сожалению, не все прислушиваются, со временем улавливая ошибочную искру, которая не дает смеси нормально гореть. Как следствие — проблемы со сгоранием топлива и неустойчивая работа автомобиля с плавающими оборотами.
Вывод — обязательно обращайте внимание на материал изготовления выбранных вами пробок и своевременно заменяйте их. Достаточно исключить свечи зажигания из списка тех, которые вызвали неисправность.
Неисправность в системе подачи топлива
Это не просто неисправность самого топливного насоса, хотя он действительно подвержен износу и по мере старения не сможет постоянно поддерживать давление. Чаще всего причины более прозаичны.
Например, обороты плавают из-за неправильной установки топливного фильтра. Да, вы действительно не всегда смотрите на стрелки, которые указывают на единственный вариант правильного соединения.
Такой фильтр не будет работать должным образом (если вообще будет работать). Не менее важно подобрать фильтр ТОЧНО в соответствии с моделью и модификацией двигателя. Это особенно актуально для американцев (Chrysler, Ford американской сборки и т.д.), где фильтр может быть подобран только по VIN-коду.
Хотя были случаи, когда даже фильтр, соответствующий vin-номеру, приходилось ремонтировать с помощью пластиковых разъемов. Все это может привести к неправильному давлению в топливной системе и, как следствие, к высоким оборотам.
Утечка жидкостей
Ситуация, при которой любая рабочая жидкость начнет вытекать из бака, приведет к недостатку жидкости в самом двигателе, что затруднит его нормальную работу. Даже недостаточное охлаждение двигателя, вызванное разрывом бачка с антифризом, обязательно скажется на общей производительности двигателя. Однако наиболее опасной является утечка масла.
Как минимум, адекватный автовладелец будет предупрежден о необходимости доливать один литр масла каждые три дня. Как правило, спонсором такой ситуации является застывшая прокладка двигателя, которая начинает выпускать масло под давлением.
Замасленный двигатель виден невооруженным глазом. Самое главное не упустить этот момент — поверьте, без необходимого количества смазочных материалов двигатель долго не протянет.
Причины колебаний оборотов на холостом ходу для разных моторов
Ситуации с этим дефектом рассматриваются в каждом конкретном случае. Проблема может возникнуть сразу после запуска двигателя или через некоторое время (после прогрева). Следует обратить внимание на частоту возникновения проблемы и качество других компонентов. При рассмотрении причин колебаний оборотов холостого хода учитывается тип двигателя.
Карбюраторный двигатель
Отечественные автомобили, за исключением некоторых моделей, оснащены карбюратором. Причины «плавающей» частоты вращения коленчатого вала:
- Ошибки при регулировке холостого хода двигателя или сбой настроек во время эксплуатации автомобиля. В последнем случае параметры смещаются в сторону замедления.
- Загрязнение ниппелей или системы холостого хода. В такой ситуации топливо смешивается с меньшим количеством воздуха, и двигатель с трудом поддерживает необходимые обороты.
- Заглатывание большего объема воздуха, чем необходимо. Топливная смесь «обедняется», что приводит к заглоханию двигателя и колебаниям оборотов.
- Засоренный воздушный фильтр. Поток воздуха, поступающий в двигатель, проходит через фильтрующий элемент. Если он засорен, это означает, что смесь насыщена бензином.
- Неправильный уровень топлива в карбюраторе.
Инжекторный двигатель
Если автомобиль оснащен двигателем с инжекторами и электронным впрыском, могут быть и другие причины, почему плавают обороты холостого хода:
- Неисправность одного из датчиков (дроссельной заслонки или давления воздуха).
- Износ форсунок.
- Отказ ЭБУ.
- Неисправность регулятора холостого хода.
- Уплотнение воздушного потока внутри системы впуска.
При оценке причины начните с регулятора холостого хода и датчика, контролирующего положение дроссельной заслонки. После этого можно переходить к контролю расширительного клапана.
Дизельный двигатель
На дизельных автомобилях ржавчина на кулачках топливного насоса может отрицательно влиять на холостой ход. Если есть много ржавчины, то устройство будет заедать и перестанет выполнять свое предназначение. Проблему можно решить, долив в топливный бак около 200-300 мл моторного масла.
Не отрегулирован или неисправен газовый редуктор
Если обороты плавают на холостом ходу на газе, проверьте регулятор давления газа. Здесь, как и в случае с карбюратором, подача топлива регулируется специальными клапанами, которые настраиваются вручную.
Регулятор обычно регулируется каждые 10 000 км пробега. Следует также учитывать, что переход на газ с бензина происходит только после прогрева. Поэтому, если вы запустите двигатель на газе, он будет работать нестабильно до прогрева. Если обороты плавают после прогрева двигателя, проверьте топливную и воздушную системы.
Если же обороты двигателя колеблются в холодном состоянии и стабилизируются после прогрева до средней температуры, проблема может заключаться в диафрагмах трансмиссии. Со временем мембраны внутри коробки передач становятся негибкими, что приводит к нестабильной работе двигателя. Затем следует заменить резиновые диафрагмы, входящие в ремонтный комплект.
Признаки нестабильного режима холостого хода
Причина неисправности также может заключаться в командном центре автомобиля — электронном блоке управления (ЭБУ). ЭБУ получает данные от различных датчиков. Если данные от любого из датчиков не получены или получены неверно, компьютер неправильно регулирует дозу топлива, что приводит к холостому ходу.
Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:
- датчик холостого хода;
- расход топлива и воздуха;
- клапан рециркуляции отработавших газов;
- Дроссель, если он вовремя среагирует.
Если все электронные датчики в порядке, необходимо проверить детали и узлы на наличие механических повреждений.
Если форсунка засорена, смесь будет богатой в камерах сгорания цилиндра, отсюда и очень низкие обороты двигателя.
Очистите или замените свечи зажигания. Их срок службы составляет от 50 000 до 100 000 км.
Если изоляция катушки потрепана или прогорела, в первую очередь доберитесь до мастерской и устраните неисправность.
Сегодня лишь немногие автомобили оснащены карбюраторными двигателями, но если у вас карбюраторный двигатель, проверьте положение поплавка и отрегулируйте уровень топлива. Если из двигателя течет масло, прокладка заржавела или головка блока цилиндров не была затянута с правильным моментом.
Скачки оборотов мотора: как исправить
Теперь поговорим о том, что может сделать владелец автомобиля, знакомый с автомеханикой.
Подсос воздуха
Как мы уже говорили выше, это явление наблюдается в условиях плохой герметизации. Это то, что вы должны проверить в первую очередь. Вы можете снять каждый шланг воздушной магистрали к впускному коллектору отдельно и продуть его. Чтобы упростить задачу, можно обработать шланги WD-40. В месте испарения состава образуется трещина. Лучше заменить шланг.
Регулятор холостого хода
Состояние этого устройства измеряется с помощью мультиметра. Необходимо снять показания сопротивления, если они находятся в диапазоне 40-80 Ом, необходима замена.
Клапан вентиляции картера
Это имеет тенденцию засоряться со временем и влиять на скорость двигателя. Для очистки клапана необходимо разобрать масляный поддон и снять его. Промывка парафином удалит масляный осадок. После обработки деталь следует высушить и собрать.
Замена ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха очень хрупкий и не подлежит ремонту в случае выхода из строя. Его можно только заменить.
Дроссельная заслонка
Этот случай характеризуется наличием механического привода дроссельной заслонки. Если он застрял, для исправления ситуации его необходимо извлечь и промыть, а затем снова вставить в правильное положение. Можно ополаскивать без удаления. Существует специальный спрей для очистки, который можно приобрести в любом магазине автозапчастей.
Регулировка холостого хода двигателя
Это следует делать только в том случае, если вы уверены в своих силах. Нередки случаи, когда специалистам сервисной службы приходится исправлять результат работы неопытного наладчика. Процесс осуществляется с помощью отвертки для регулировки скорости и винтов качества.
Электромагнитный клапан карбюратора
Если эта часть системы повреждена, двигатель может работать только на всасывании воздуха. Его нельзя отремонтировать, его необходимо заменить.
Жиклёр холостого хода
Водители со стажем могут сказать вам, что очистка этой детали — очень трудоемкий процесс. Сегодня это утверждение уже не актуально — для очистки сопла его больше не нужно снимать. В него заливается специальное чистящее средство и оставляется на несколько минут. Затем жидкость сливается, а оставшиеся примеси выдуваются потоком воздуха.
Нахождение неисправности самостоятельно
Если обороты двигателя плавают, вы можете попытаться найти причину нестабильной работы двигателя самостоятельно. Первое, что нужно проверить, это следующее:
- Снимите воздушный фильтр и проверьте его на наличие загрязнений;
- Извлеките свечи зажигания, проверьте состояние электродов и правильность установки зазора;
- При работающем двигателе (на холостом ходу) отсоедините головку зажигания. Если характер работы не изменится, то, скорее всего, этот датчик неисправен;
- Проверьте дроссельный диффузор. Если он порван или его крепежные фланцы плохо затянуты, это может быть причиной колебаний оборотов.
Причины, почему плавают обороты
Существует множество причин для замены РПМ, и человеку, не знакомому с автомобилями, может потребоваться некоторое время, чтобы найти их. Вот все возможные причины, по которым двигатель автомобиля начинает работать нестабильно, а обороты начинают хаотично скакать, заставляя иглу тахометра опускаться почти до нуля.
Подсос воздуха в системе
Хорошо известно, что двигателю требуется не только топливо, но и воздух. Эти два вещества смешиваются вместе, образуя топливно-воздушную смесь. Для бесперебойной и эффективной работы двигателя он должен быть смешан в строгих пределах, и если какой-либо из параметров теряется, двигатель становится нестабильным.
Воздух подается в двигатель по резиновым и пластиковым трубам, которые соединяются специальными муфтами и хомутами и скрепляются специальными уплотнительными кольцами. Весь воздух, поступающий в двигатель, измеряется специальными датчиками, которые посылают сигнал в блок управления двигателем.
Когда в системе присутствует неучтенный воздух, топливная смесь формируется неправильно, что приводит к неустойчивой работе двигателя.
Стравливание воздуха чаще всего происходит в следующих местах:
- На соединениях впускного коллектора;
- На стыке между воздушным баллоном и головкой цилиндра;
- На уплотнениях топливных форсунок;
- На дроссельном узле.
Если обороты автомобиля начинают расти, проверьте, не всасывает ли двигатель воздух, это можно сделать на заправочной станции с помощью специального дымогенератора или самостоятельно зажав рукой впускную трубу, после чего двигатель должен остановиться, а дроссельные патрубки сжаться.
Если двигатель не останавливается, в системе имеется большой забор воздуха.
Регулятор холостого хода
Эта деталь отвечает за подачу воздуха на холостом ходу, когда дроссельная заслонка закрыта, т.е. когда педаль акселератора не нажата. Этот датчик открывает специальный канал в дроссельной заслонке, который позволяет воздуху поступать в систему.
Датчик имеет ряд конструктивных недостатков, а именно: принцип работы основан на червячной передаче, которая часто загрязняется и вызывает неисправность датчика, делая работу двигателя нестабильной.
Регулятор холостого хода установлен на дроссельной заслонке двигателя через специальное уплотнительное кольцо, которое также часто высыхает и начинает пропускать воздух, что приводит к засасыванию воздуха.
Следует отметить, что дроссельная заслонка влияет на работу двигателя только на холостом ходу.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дроссельной заслонки и используется для определения угла поворота дроссельной заслонки внутри корпуса дроссельной заслонки. Это позволяет блоку управления двигателем понять, насколько открыта дроссельная заслонка и какое количество воздуха будет поступать в двигатель.
Датчик работает по принципу резистора, который изменяет свое сопротивление при движении дроссельной заслонки. Когда дроссельная заслонка открыта, ползунок на датчике перемещается по специальным дорожкам.
Основной причиной выхода из строя этой детали может быть истирание этих дорожек, что вызывает нестабильную работу двигателя внутреннего сгорания.
При отказе ДПДЗ обороты двигателя будут колебаться между 500 и 2 500 об/мин.
Дроссельная заслонка
Дроссель — это деталь, внутри которой находится множество механизмов и каналов, через которые проходит воздух. Загрязнение этих каналов может оказать серьезное влияние на общую производительность двигателя.
Нередко на двигателях с большим пробегом корпус дроссельной заслонки загрязняется, что приводит к неправильному поступлению воздуха в двигатель. После этого двигатель начнет работать неравномерно, а обороты начнут колебаться.
Проблема может быть решена довольно легко, если промыть дроссельную заслонку очистителем карбюратора.
Датчик массового расхода воздуха
Датчик расхода воздуха используется для расчета количества воздуха, всасываемого в двигатель. Он делает это с помощью специального датчика, который считывает количество воздуха.
Возможно, этот элемент загрязняется или покрывается отложениями в течение длительного периода времени, не позволяя ему точно рассчитывать количество воздуха в двигателе. Проблему с DMV иногда можно решить путем его очистки, но это не всегда помогает.
Правильная диагностика двигателя
Чаще всего неисправность можно выявить именно с помощью диагностики двигателя. Для начала обратитесь к диагносту, чтобы он подключил тестер и считал все коды неисправностей машины.
Большинство марок и моделей современных автомобилей позволяют, считывая коды неисправностей, определить, что необходимо заменить в двигателе или в некоторых других узлах.
Диагностика двигателя с помощью тестера позволяет проверить не только постоянные неисправности и понять, что именно сломалось в двигателе, но и считать так называемые кратковременные неисправности, хранящиеся в памяти блоков управления электрооборудованием.
Если диагностика двигателя не дает желаемого результата и неисправность не может быть найдена таким способом, то продолжайте проверку двигателя, начиная с наиболее очевидных неисправностей и переходя к менее очевидным.
Своевременная замена свечей зажигания
Первое, что должен сделать техник, это выкрутить и проверить свечи зажигания. Не секрет, что замена свечей зажигания чаще всего рекомендуется автовладельцам, если начинают проявляться описанные выше проблемы с двигателем.
Перед заменой свечей зажигания на новые лучше проверить их не только визуально, но и на специальном стенде.
Дело в том, что на первый взгляд свеча зажигания может выглядеть абсолютно исправной, но в действительности искра не проскакивает между электродами, как положено, она просто ходит по своему основанию, и это можно увидеть только на стенде через смотровое окно.
Кроме того, из камеры, где проверяются свечи зажигания, откачивается воздух, создавая имитацию камеры сгорания непосредственно перед вспышкой топлива.
Замена свечей зажигания, самый дешевый ремонт с плавающими оборотами. В любом случае, мы всегда рекомендуем нашим клиентам проверять свечи зажигания при каждом обслуживании, а после снятия их с двигателя можно также проверить компрессию, поскольку плавающие обороты и пульсация двигателя могут быть вызваны, например, прогоревшими клапанами и залегшими кольцами.
Профилактическая замена высоковольтных проводов
Замена высоковольтных проводов, не требует больших затрат, а также является одной из наиболее очевидных причин повышения оборотов. Вы также можете самостоятельно проверить, не нуждаются ли высоковольтные провода в замене. Просто дождитесь темноты и в темноте посмотрите, нет ли перегибов в корпусе двигателя от проводки. Вы можете увидеть это очень ясно.
Совсем другое дело, когда в автомобиле нет высоковольтных проводов, по определению катушка зажигания крепится непосредственно к свече зажигания. В таких случаях замыкания на землю могут быть вызваны высохшими или треснувшими резиновыми колпачками, идущими от катушки к свече зажигания. Эти неисправности диагностируются путем замены катушек, как описано ниже.
Замена и проверка катушек зажигания
Следующий шаг — проверка катушек зажигания. В современных автомобилях их обычно несколько — либо по одному на каждый цилиндр, либо по одному на каждые два цилиндра. В этом случае лучшей диагностической мерой является замена катушек зажигания на заведомо исправные катушки.
Это дает четкое указание на то, что именно они являются причиной неисправности. После проведения этой проверки не составит труда определить, какая катушка неисправна, и заменить ее на новую.
Замена катушки зажигания — более дорогостоящий ремонт. На многих двигателях ценовой диапазон составляет 10 или 15 тысяч, а если деталь выбрана оригинальная, то замена катушки зажигания может обойтись в более чем круглую сумму.
К счастью, существует множество альтернатив оригиналу. Они варьируются от ведущих производителей электрических деталей до более дешевых заменителей, произведенных в известных восточных странах.
Чистка и промывка форсунок двигателя
Очистка форсунок является профилактической мерой для любого двигателя, работающего на нашем топливе. Опытные мастера обычно рекомендуют чистить инжекторы не реже одного раза в 30-50 000 пробега автомобиля. Отсутствие правильного, конического пламени на впрыске топлива также может быть причиной плавающих оборотов и пробуксовки двигателя.
Конечно, существует множество хорошо разрекламированных способов очистки топливных форсунок без снятия их с двигателя. Один из способов промывки, предлагаемый неприхотливым автовладельцам, желающим сэкономить, заключается в заливке в бак специальных жидкостей.
Мы не рекомендуем использовать этот метод, так как токсичность таких присадок может как затвердеть, так и вывести из строя форсунки, например, бензонасос, разъедая топливопроводы, прокладки и уплотнения. Ремонт топливной системы в таком случае может стоить больших денег.
Рекомендуется очистка и промывка форсунок с их снятием и установкой на специальную стойку. Это единственный способ получить гарантированный результат. Если после промывки вы не получите правильного топливного «факела», вам придется заменить инжектор, хотя такие случаи сейчас редки, и чистки будет достаточно.
Замена клапана IMRC или двух клапанов IMRC
Клапан IMRC — это электронный вихревой клапан, расположенный во впускном коллекторе и отвечающий за изменение геометрии впускной системы. Неисправность клапана IMRC приводит к неправильному управлению потоком в коллекторе, что также может стать причиной нерегулярной работы двигателя, плавающих оборотов, пульсации, детонации и т.д.
Конструктивно клапан IMRC состоит из электронной части (катушка с обмоткой) и механической части.
В большинстве случаев происходит обрыв обмотки катушки на клапане, и это почти никогда не обнаруживается электронной диагностикой при считывании кодов неисправностей. Также можно самостоятельно проверить клапан с помощью простого мультиметра.
Если клапан неисправен и требует однозначной замены, вы не найдете сопротивления на обмотках катушки. В большинстве случаев, если заменить неисправный клапан, двигатель перестает работать при нажатии на педаль акселератора для ускорения.
Замена клапана IMRC, не является очень дорогой неисправностью. Для большинства двигателей в дополнение к оригиналу существует замена.
Замена погружного или подвесного бензонасоса
После проверки свечей зажигания и высоковольтных проводов, диагностики катушек зажигания и чистки форсунок, если плавающие обороты не устранены, нужно переходить к более дорогостоящим неисправностям. Мы советуем следующим шагом заняться топливным насосом. Прежде всего, замена насоса на новый не потребуется. Все, что вам нужно сделать, это проверить давление и мощность.
Если давление недостаточное, это может привести к скачкообразному увеличению оборотов, потере мощности и т.д. Причиной недостаточного давления могут быть механические повреждения или засорение топливных фильтров, которые в современных насосах расположены непосредственно в корпусе насоса.
Измерить давление топлива в бензонасосе в домашних условиях вряд ли удастся, поскольку для этого требуется специальный манометр. Лучше сразу обратиться в сервисный центр. Если давление в топливном контуре недостаточное, замена бензонасоса должна помочь избавиться от заикания.
Карбюраторные двигателя
Плавающие обороты в карбюраторных двигателях чаще всего вызваны проблемами в карбюраторе, в частности, его засорением. Например, довольно часто случается засорение карбюратора холостого хода, что препятствует устойчивой работе двигателя.
Это достаточно просто, поскольку все, что вам нужно сделать, это снять воздухоочиститель и очистить систему с помощью простого насоса.
Также на карбюраторных двигателях он довольно часто начинает плавать из-за утечки воздуха на впускном коллекторе, где карбюратор соединяется с коллектором.
В целом, причины плавающих оборотов на карбюраторных двигателях довольно незначительны по сравнению с инжекторными двигателями.
Почему на холостом ходу плавают обороты двигателя: возможные причины и способы решения проблемы :
Проблемы с автомобилем могут возникнуть у любого, даже самые надежные и дорогие машины ломаются или работают не совсем правильно. Часто водители не понимают, почему плавают обороты холостого хода. Между тем, существуют конкретные причины, по которым это происходит. Давайте выясним, почему это происходит и что делать в такой ситуации.
Режим холостого хода
На холостом ходу двигатель минимально нагружен, и бензин расходуется очень экономно. Холостой ход необходим для:
- Продолжение работы двигателя при движении в нейтральном положении. Иногда двигатель вообще не работает на холостом ходу (разряженный аккумулятор, неисправный стартер).
- Обеспечивает смазку основных компонентов системы. Масляный насос будет работать только при работающем двигателе.
- Прогрев двигателя зимой.
Многие водители из-за непонимания принципа работы инжекторов пытаются выяснить, почему плавают обороты на холостом ходу. На самом деле, это нормально, если двигатель запускается в холодное время.
Первоначально мозг автомобиля поддерживает холостые обороты (около 2000 об/мин) для быстрого прогрева двигателя.
Как только температура достигает рабочего значения, обороты падают до обычных 800-900 об/мин.
Это может вызвать у водителя ощущение, что обороты холостого хода растут. Почему это происходит? Производители в первую очередь заботятся об экологической безопасности.
Когда двигатель холодный, каталитический нейтрализатор, который снижает концентрацию токсичных компонентов в выхлопе, не работает.
Поэтому система пытается прогреть его как можно быстрее, увеличивая обороты двигателя и переводя его в рабочий режим. Затем обороты снижаются.
На самом деле, при более высоких оборотах двигатель нагревается быстрее, и, следовательно, масло гораздо быстрее приобретает необходимую текучесть.
Теперь вы понимаете, почему обороты плавают на холостом ходу с инжектором, но в данном случае мы говорим о ситуации, когда частота вращения коленчатого вала упала с 2000 до 800-900 об/мин. Это нормальная ситуация.
Если стрелка тахометра «прыгает» между 500-1500 об/мин, это в первую очередь указывает на неисправность регулятора холостого хода. Но есть и множество других причин.
Такая проблема может быть серьезной и даже может разрешиться сама собой. Обычно проблема не проявляется на высоких скоростях, но при движении в городе колебания оборотов холостого хода заставляют водителя нервничать.
В то же время даже короткая остановка на светофоре может привести к тому, что двигатель заглохнет. Если карбюраторный двигатель имеет систему подачи воздуха в карбюратор, эту проблему можно решить, просто работая дроссельной заслонкой, закрывая воздушную заслонку, но это временное решение.
К сожалению, это не будет работать с инжектором. Это одно из немногих преимуществ карбюратора.
Почему плавают обороты на холостом ходу?
Мы уже перечислили некоторые из причин, но это далеко не все. Электронный блок управления (ЭБУ) собирает данные с ряда датчиков в системе автомобиля, обрабатывает их в соответствии с определенным алгоритмом и посылает сигнал на исполнительные механизмы. Поэтому при плавающих оборотах один из датчиков или исполнительных механизмов может выйти из строя. Стоит проверить:
- Датчик скорости.
- Регулятор холостого хода.
- Датчик положения коленчатого вала.
- Датчик положения дроссельной заслонки.
- Датчик управления воздушным потоком.
Причин колебаний оборотов холостого хода может быть много:
- Если это карбюраторный двигатель, клапан холостого хода, который подает необходимое количество бензина в камеры сгорания, может быть неисправен.
- Засоренный воздушный фильтр или нагар на электродах свечи зажигания.
- Изношенная прокладка между блоком двигателя и впускным коллектором.
- Выход из строя катушки или обмотки зажигания.
- Обрыв проводов низкого или высокого напряжения, контактирующих с катушкой зажигания.
Физическое повреждение компонента топливной системы также может вызвать зависание оборотов двигателя. Поэтому не стоит искать проблему только в электронных системах. В большинстве случаев для выявления неисправности требуется обширная диагностика автомобиля.
Стабилизация оборотов
Важно начинать с малого. Хорошим началом является проверка целостности проводов, воздушного фильтра и электродов свечей зажигания. У некоторых водителей, которые сами меняли фильтры, причиной дросселирования двигателя был немаркированный фильтр. Поэтому первым шагом является проверка компонентов, которые можно достать без вмешательства мастера СТО.
Если все в норме, но все равно не понятно, почему плавают обороты холостого хода на ВАЗе или других марках автомобилей, необходимо проверить наличие воздухоотвода под впускным коллектором.
Специалисты рекомендуют проверить это следующим образом: нанесите очиститель карбюратора на место соединения коллектора и силовой установки. Если есть подача воздуха, двигатель должен начать дымить.
Если да, то в камерах имеется избыток воздуха. Прокладку необходимо заменить.
Электромагнитный клапан на карбюраторных силовых установках
В карбюраторных двигателях причиной может быть электромагнитный клапан. Если он не работает, обороты на тахометре будут колебаться, но преждевременная детонация топлива в камерах сгорания также будет отчетливо слышна. Чтобы проверить клапан, он питается от батареи. Должен раздаться звуковой щелчок. Если щелчка нет, клапан неисправен и подлежит замене.
Клапан ЕГР
Многие автомобили с инжекторным двигателем оснащены клапаном рециркуляции отработавших газов. Их основная функция — рециркуляция части выхлопных газов обратно в камеру сгорания, якобы для снижения выбросов.
Эти клапаны часто забиваются сажей и перестают работать, в результате чего топливно-воздушная смесь поступает в камеры сгорания вместе с отработавшими газами в совершенно непредсказуемых пропорциях.
Это приводит к плавающим оборотам и ошибке «Check» на приборной панели. Клапан рециркуляции отработавших газов (EGR) довольно легко снять, очистить и установить обратно. После этого двигатель работает плавно и без ошибок.
В России нашли другой способ решения этой проблемы: клапан просто заклинивается стальной пластиной, в результате чего выхлопные газы не имеют доступа в камеры сгорания двигателя. Туда поступает только топливно-воздушная смесь. Да, выбросы увеличиваются, но это никого не волнует.
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода обычно выходит из строя у многих водителей, которые не понимают, почему плавают обороты холостого хода в ‘Калине’. В результате система неправильно определяет соотношение воздух/топливо, подаваемое в двигатель. Регулятор можно проверить с помощью мультиметра. Переключите устройство в режим измерения сопротивления, а затем:
- Включите зажигание.
- Отсоедините разъем PXX.
- Выполните измерение сопротивления на клеммах B-C, C-D. Показания мультиметра должны быть в диапазоне 40-80 Ом.
- Если сопротивление измеряется на клеммах B-C, A-D, прибор покажет бесконечное сопротивление.
Если показания отличаются от стандартных, регулятор неисправен. В этом случае его просто заменяют и заново настраивают (калибруют). Это может быть сделано в мастерской опытным техником. Автовладелец без опыта ремонта вряд ли сможет выполнить эти операции самостоятельно.
Причины неправильной работы на холостом ходу
Износ деталей цилиндра и шатуна является одной из распространенных причин колебаний оборотов холостого хода. Или это может быть изношенная система EGR — рециркуляции выхлопных газов (устанавливается для снижения токсичности выхлопных газов). Или это может быть неисправность в системе зажигания. Или это может быть коррозия лезвий.
Если клапан EGR засорен, ремонт заключается в продувке системы или замене клапана.
Если обороты дизельного двигателя плавают, причиной может быть коррозия в насосе или лопастях турбины.
Добавление моторного масла (100-200 грамм) в топливный бак дизельного двигателя смажет лопасти насоса и защитит их от износа.
Низкая компрессия — это когда поршни, цилиндры и маслосъемные кольца изношены, а клапаны прогорели. Также может быть негерметичность головки блока цилиндров. В этом случае происходит утечка воздуха в двигатель.
Очевидно, что режим работы двигателя не будет стабильным. Для установки головки блока цилиндров и клапанной крышки необходимо использовать герметик. Есть материал о герметике — Valve Cover Sealant.
Если пробита прокладка головки блока цилиндров, двигатель может быть гидростатическим, когда охлаждающая жидкость поступает в цилиндры, заключается в материале Очистка поршня.
В дополнение к вышеупомянутым деталям следует также проверить линии клапанов. Это провода, которые идут к штекерам. Если они пробиты, высокое напряжение передается нестабильно.
Датчик давления системы гидроусилителя
Показания датчика давления усилителя рулевого управления используются ЭБУ для компенсации нагрузки на двигатель насосом усилителя рулевого управления. Нестабильные показания датчика приведут к плавающим оборотам холостого хода, просадке холостого хода при повороте рулевого колеса.
Методика поиска проблемы на отечественных карбюраторных системах
Перед устранением неполадок проверьте правильность регулировки карбюратора. Производитель устанавливает параметры настройки для идеальных условий эксплуатации — количество кислорода в обычной атмосфере и бензина в соответствии с ГОСТом. И это на новом автомобиле.
Фактически, все 4-5 регулировочных винтов карбюратора требуют периодической регулировки. По крайней мере, два из них отвечают за стабильный холостой ход. Регулировка выполняется при работающем двигателе с помощью обычной отвертки.
Процедура описана в руководстве по эксплуатации и немного отличается в зависимости от модели карбюратора. Основными предпосылками для правильной регулировки являются отсутствие дроссельной заслонки, чистый воздушный фильтр и качественный бензин.
Количество кислорода в воздухе достаточно для повседневного использования. Это означает, что если вы живете на равнине, то нет смысла регулировать карбюратор после подъема по серпантину на высоту 800 метров над уровнем моря.
- Прогрейте двигатель до 90°C. Если у вас нет термометра, вы можете определить, насколько жарко, открыв термостат системы охлаждения;
- Запустите двигатель, дайте небольшой заряд — включите фары и кондиционер (без кондиционера). Каждый тип карбюратора имеет свои обороты холостого хода, предположительно 750-800 об/мин, как у Солекса. Холостой ход регулируется винтами «количества» и «качества» смеси. Невозможно установить нормальные обороты с помощью одного винта;
- Рычаг принудительной дроссельной заслонки (дросселя) закрыт;
- С помощью винта «качества» установите обороты в минуту на максимально возможное значение. Как правило, этот винт уже установлен на заводе и закрыт заглушкой. Его необходимо удалить;
- Далее, используя обычный (на приборной панели) или выносной тахометр, установите обороты на 900, вращая только винт «качества»;
- Затем с помощью винта «качества» установите положенное значение: 750-800 оборотов.
Читайте также: Параллельная парковка задним ходом: схема на автодроме и в городе для начинающих
Затем запустите двигатель в нормальном режиме, проведите пробную поездку, несколько раз проедьте на нейтрали до достижения максимальных оборотов. Затем выключите двигатель, запустите его через несколько минут и проверьте обороты холостого хода с нагрузкой (светофор + печка). При необходимости повторите процесс регулировки.